Расчет безубыточного изменения объема продаж при различных изменениях цены продукта компании «Альбатрос»

Изменение цены, % Цена, руб. Безубыточное изменение продаж, % Безубыточное изменение продаж, ед. Безубыточный объем продаж после изменения цены, ед. Дополнительные постоянные затраты, руб. Безубыточный объем продаж с учетом роста постоянных затрат, ед.
+20 12,00 -28,6 -1430      
+15 11,50 -23,1 -1155      
+10 11,00 -16,7 -835      
+5 10,50 -9,1 -455      
  10,00          
-5 9,50 11,1        
-10 9,00 25,0        
-15 8,50 42,9        
-20 8,00 66,7       8669 ⃰

⃰ Если при возрастании продаж на дополнительные 1750 единиц требуется арендовать еще помещение под склад, то постоянные затраты возрастут и нужно пересчитать размер безубыточного изменения объема продаж с учетом этих возросших затрат

Чтобы построить кривую безубыточности продаж, на график наносят точки, ордината которой соответствует уровню цены продукта, а абсцисса – безубыточному объему продаж, т.е. объему продаж, обеспечивающему при новом уровне цены такую же прибыль, как и до ее изменения (рис. 4).

Таким образом, кривая безубыточности продаж – это граница между выгодными и невыгодными ценовыми решениями. Выгодные решения отображены точками справа от кривой, поскольку здесь повышение цены не приводит к снижению объема продаж до уровня, снижающего прибыль, а снижение цены ведет к росту продаж до уровня, повышающего прибыль компании. Чем правее лежит точка по отношению к кривой безубыточности, тем выгоднее компании соответствующее ценовое решение, поскольку тем большую дополнительную прибыль она получит от него. Напротив, слева от кривой безубыточности находятся точки, соответствующие невыгодным ценовым решениям, так как соответствующие изменения цены влекут изменения объема продаж, сокращающие прибыль компании по сравнению с текущим уровнем.

Рис. 4. Кривая безубыточности продаж (на примере компании «Альбатрос»)

Кривая безубыточности продаж также показывает связь между ценообразованием на основе безубыточности и концепцией ценовой эластичности спроса. Эта связь прослеживается наглядно: и кривая спроса, и кривая безубыточности продаж изображаются в одной системе координат «цена – объем», и наиболее часто используемая форма кривой спроса похожа на форму кривой безубыточности. Более глубинный характер связи проявляется в том, что кривая безубыточности продаж может выступать некоторым заменителем кривой спроса и соответствующих показателей ценовой эластичности.

Дело в том, что расчет адекватных коэффициентов ценовой эластичности спроса достаточно труден из-за сложности оценки самой линии спроса. Поэтому только немногие компании серьезно относятся к расчету коэффициентов эластичности спроса даже вокруг текущего уровня цены и их использованию при принятии ценовых решений. Кривая безубыточности продаж позволяет иначе поставить проблему. Вместо точной оценки коэффициента эластичности спроса анализ безубыточности продаж позволяет определить минимальное или максимальное значение эластичности спроса, необходимое для того, чтобы конкретное ценовое решение было выгодным. Кривая безубыточности продаж показывает набор минимумов эластичности, необходимых для признания выгодным снижение цены, и минимумов эластичности, делающих выгодным повышение цены.

Рассмотрим взаимосвязь кривой безубыточности продаж и гипотетической линии спроса (рис. 5). Предположим, спрос эластичен и отображается линией D1. В этом случае снижение цены по сравнению с базовым уровнем приведет к росту объема продаж свыше уровня безубыточности и, следовательно, выгодно. Повышение же цены приведет к убыткам. С другой стороны, в случае неэластичного спроса D2 снижение цены ведет к убыткам, а повышение – к прибыли.

Рис. 5. Взаимодействие кривой безубыточности продаж и линии спроса

(на примере компании «Альбатрос»)

Таким образом, для оценки выгодности ценового решения достаточно определить, является ли эластичность спроса достаточно высокой или достаточно низкой, чтобы достигнуть уровня безубыточных продаж. Точной же оценки коэффициента эластичности не требуется.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой предельная прибыль?

2. Как рассчитать абсолютную величину предельной прибыли на единицу продукции?

3. Какие шаги включает оценка финансовых последствий ценовых решений?

4. Как определяется безубыточное изменение продаж?

5. Охарактеризуйте наиболее простой способ оценки риска при принятии ценового решения.

6. В каких случаях используют для анализа кривую безубыточности продаж?

7. Как изменяется построение графика безубыточных приростов продаж при анализе повышения цен по сравнению с графиком, используемым для анализа снижения цен?

8. Чем отличается логика построения кривой безубыточных продаж от логики построения кривой спроса?

9. Какое ценообразование является реактивным или пассивным?

10. Почему необходимо учитывать риск при принятии ценовых решений?

11. Что представляют таблицы возможных финансовых последствий изменения цены?

12. Как построить график безубыточности?

13. Что называют кривой безубыточности продаж?

14. Как взаимодействуют кривая безубыточности продаж и линии спроса?


Глава 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: