Сравнительная характеристика основных рыночных структур

Показатель Чистая конкуренция Монополисти-ческая конкуренция Олигополия Монополия
Число продавцов Множество Много Несколько Один
Вид продукта Однородный Дифференци-рованный Однородный, дифференци-рованный Уникальный
Входные (выходные) барьеры Отсутствуют Небольшие Значительные Блокирующие
Реклама, неценовая конкуренция Отсутствует Широко рас-пространена Широко рас-пространена Подчеркивает социальную значимость

Поскольку все рыночные структуры, за исключением монополии, предполагают существование на рынке более одного продавца, то для них всех характерно наличие конкуренции. Однако степень конкуренции, ее характер и формы для разных типов рынка различны.

Для чистой конкуренции (которая отличается от совершенной конкуренции только отсутствием требования совершенной информации) характерно большое число относительно небольших фирм. Отсутствие ограничений (барьеров) на вход и выход фирм в отрасли, а также мобильность ресурсов ведет к тому, что при наличии экономической прибыли в этой отрасли образуется много новых фирм, а в случае убытков фирмы из отрасли уходят. Все фирмы предлагают на рынке однородный продукт, т.е. потребители воспринимают продукты разных фирм как одинаковые. В этом случае нет необходимости и причин заниматься рекламой, поскольку затраты на нее вряд ли можно будет окупить ростом продаж. С известными допущениями в качестве примера чистой конкуренции в реальной экономике принято приводить рынок зерновых.

Характеристики чистой конкуренции обуславливают то, что ни одна фирма не может, изменив свой выпуск, изменить рыночную цену (спрос на продукцию индивидуальной фирмы совершенно эластичен), т.е. цена не меняется в зависимости от объема производства индивидуального производителя (рис. 6.1). Цена, таким образом, задается рынком, т.е. взаимодействием множества фирм, а отдельная фирма выступает ценополучателем.

Отрасль или рынок Фирма

Рис. 6.1. Совершенно эластичный спрос на продукт фирмы при чистой конкуренции

Функция общей выручки фирмы-ценополучателя имеет линейный вид: TR = P×Q, где P ¹ f(Q). При этом предельная выручка равна средней выручке и равна цене, т.е.

MR = AR = P. (6.1)

Прибыль такой фирмы, как и в общем случае, будет максимальной при объеме выпуска, для которого MR = MC. Однако равенство (6.1) обуславливает то, что выпуск, максимизирующий прибыль фирмы при чистой конкуренции, определяется условием:

МС = Р. (6.2)

Таким образом, фирма при чистой конкуренции выбирает объем выпуска Q*, при котором предельные затраты равны цене (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Выбор фирмой оптимального объема выпуска

Поскольку в условиях чистой конкуренции цена задается рынком, то прибыль отдельной фирмы будет тем больше, чем ниже будут ее затраты. Конкуренция при этом осуществляется прежде всего посредством снижения затрат. Однако как только затраты удается снизить большинству фирм в отрасли, за этим неминуемо последует снижение рыночной цены до уровня, соответствующего новому уровню затрат. Таким образом, в основе ценовой конкуренции на таком рынке лежит конкуренция затрат, а характер конкуренции является довольно жестким и прямолинейным (неизощренным). Компаниям не имеет смысла разрабатывать какие-то сложные многоходовые конкурентные стратегии, они просто следуют за жестким диктатом высоко конкурентного рынка.

Ситуация меняется в случае, если фирма обладает какой-то рыночной властью, которая представляет собой возможность влиять на рыночную цену своего продукта посредством изменения объема его предложения. Такую возможность имеет не только монополист, но и олигополист и монополистический конкурент. Наличие у фирм рыночной власти во многом обуславливается степенью дифференциации продукта на соответствующем рынке, возможностью «индивидуализации» продукции отдельной фирмы, которая сводится к выявлению различий в функциях, эксплуатации, дизайне и других потребительских или физических свойствах, которые производитель может использовать для отделения продукции своей фирмы от продукции конкурентов. Чем больше индивидуализация, тем большую гибкость получает фирма в регулировании своих цен в соответствии с той ценностью, которая (как она верит или может убедить покупателя поверить в это) связана со специфическими свойствами или преимуществами предлагаемой данной фирмой продукции.

Спрос на продукцию отдельной фирмы при этом уже не является совершенно эластичным по цене, что графически отображается отрицательным наклоном линии спроса (вспомним, что спрос на продукцию фирмы при чистой конкуренции отображался горизонтальной линией). Рыночная власть проявляется в том, что при повышении цен на такой индивидуализированный продукт определенная часть покупателей останется ему верна и не перейдет на потребление субститутов.

Отрицательный наклон линии спроса обуславливает то, что, хотя эта линия по-прежнему является линией средней выручки (AR), линия предельной выручки (MR) лежит ниже ее (рис. 6.3)[19]. При этом если спрос на продукцию фирмы задан линейной функцией, как на рис. 6.3, то соответствующая ему функция предельной выручки тоже линейна[20].

Рис. 6.3. Общая и предельная выручка фирмы

с отрицательным наклоном линии спроса на ее продукт

Заметим также, что линия предельной выручки исходит из той же точки на вертикальной оси, что и линия спроса, а наклон линии предельной выручки вдвое круче наклона линии спроса. Поэтому расстояние от начала координат до точки пересечения линии MR с горизонтальной осью вдвое меньше расстояния от начала координат до точки пересечения с этой осью линии D.

Прибыль фирмы, обладающей рыночной властью, будет максимальной при таком объеме выпуска, для которого (как и для конкурентного предприятия) предельная выручка равна предельным затратам, т.е.

MR(Q*) = MC(Q*). (6.3)

Однако в отличие от конкурентной фирмы предельная выручка фирмы, обладающей рыночной властью, уже не равна цене и средней выручке.

Отметим еще одну немаловажную зависимость. Существует связь между предельной выручкой, ценой и эластичностью спроса: MR = P{1-(1/½EDP½)] [21]. Из данного соотношения между MR, P и EDP следует, что обладающая рыночной властью фирма никогда не будет функционировать при малоэластичном спросе[22]. Максимум прибыли такой фирмы возможен только при выпуске, не превышающем выпуска Q¢, при котором предельная выручка монополиста падает до нуля, а общая выручка достигает максимума (рис. 6.3).

Таким образом, для любой рыночной структуры за пределами чистой конкуренции характерно то, что фирма выбирает не только объем предложения, но и цену. Такие фирмы являются ценоискателями. При этом цена превращается в инструмент, используемый фирмой наряду с другими инструментами для достижения своих целей. Неценовая конкуренция на таких рынках используется в комплексе с ценовой, а последняя становится несравнимо более изощренной и сложной, чем в случае чистоконкурентного рынка.

Отдельно следует остановиться на особенностях конкуренции при олигиполии. Вспомним, что под олигополией понимается тип строения рынка, при котором сторона предложения представлена небольшим числом сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной продукции или близких субститутов. Таким образом, продукт при олигополии может быть как однородным, так и дифференцированным. Возможности входа в отрасль при олигополии могут варьировать в широких пределах – от полностью блокированного до совершенно свободного входа. Однако обычно входные барьеры в таких отраслях значительны.

Олигополисты являются ценоискателями. При этом, поскольку фирм-продавцов всего лишь несколько и каждой из них принадлежит существенная доля рынка, то каждый олигополист понимает, что его рыночное поведение оказывает ощутимое влияние на цены, которые могут получить соперники за свою продукцию. Таким образом, рынок олигополии характеризуется всеобщей взаимозависимостью предприятий-продавцов. Поэтому олигополист вынужден считаться с тем, что соотношение между выбранным им уровнем цены и количеством продукта, которое он сможет продать по этой цене, зависит от поведения его соперников, которое в свою очередь зависит от принятого им решения. В результате олигополист не может рассматривать свою кривую спроса и связанную с ней кривую предельной выручки как заданные. Следовательно, он не может определить оптимальный выпуск путем простого уравнивания предельной выручки и предельных затрат.

Поскольку функция спроса на продукцию олигополиста не задана, то ему приходится делать некоторые предположения о реакции своих соперников на принимаемые им решения. Эта взаимозависимость фирм представляет собой главную характеристику рынков олигополии. Так как результаты соперничества на таких рынках во многом определяются характером допущений о реакции соперников на действия друг друга, то единой (всеобщей) модели олигополии не существует[23]. Остановимся на модели некооперированной ценовой олигополии, которая получила название модели ломаной кривой спроса. Эта модель важна для объяснения существенной особенности поведения цен на олигополистическом рынке, проявляющейся в их жесткости. При этом данная модель не объясняет, как цены образуются изначально.

Предположим, что в определенный момент времени олигополист производит Q* единиц товара, которые продает по цене Р* (рис. 6.4). (Мы принимаем это как данность и в рамках данной модели не объясняем этот выбор олигополиста.) Обдумывая свое решение о возможном изменении цены, олигополист вынужден принимать во внимание вероятную реакцию своих соперников. Он понимает, что, если он повысит цену, некоторые из его соперников, скорее всего, последуют его примеру из-за опасения сокращения своих продаж. Поэтому снижение цен вряд ли приведет к значительному росту продаж олигополиста. С другой стороны, если он решит повысить цену, то соперники вряд ли последуют его примеру, опять же, из-за опасения сокращения своих продаж. В результате повышение олигополистом своей цены вероятно приведет к потере части его покупателей, которые перейдут к соперникам и, значит, к существенному сокращению продаж олигополистом.

Рис. 6.4. Ломаная кривая спроса при олигополии

Получается, что воображаемая олигополистом линия спроса на его товар имеет разный наклон на разных участках – выше существующей в данный момент цены линия спроса имеет высокую эластичность по цене (участок АВ), а ниже существующей цены она неэластична (участок ВD). Таким образом, воображаемая олигополистом линия спроса является ломаной, и точка излома В имеет координаты существующих на данный момент цены и выпуска (рис. 6.4). Излом кривой спроса означает разрыв длиной NL воображаемой линии предельной выручки при данном выпуске Q*. При снижении цены олигополист рассчитывает только на малый прирост выручки, а при повышении – на ее значительное сокращение.

Ломаная кривая спроса объясняет жесткость (неизменность) цен на рынке олигополии при изменении, например, затрат. Предположим, линия предельных затрат олигополиста вследствие снижения цен на потребляемые им факторы передвинулась из положения MC¢ в положение MC¢¢. Это никак не скажется на изменении цены олигополиста. Цена будет им пересмотрена, только если кривая МС сдвинется вверх или вниз настолько, что будет пересекать линию предельной выручки выше или ниже участка разрыва. Получается, что фирмы с разными функциями издержек при олигополии все равно производят Q* и запрашивают P*.

Таким образом, при олигополии фирмы стараются избегать риска, связанного с изменениями цен, что и приводит к жесткости цен. Нужно заметить, что эти опасения оправданы, поскольку ценовая конкуренция при олигополии может довольно легко привести к хищническому ценообразованию и ценовым войнам, в результате которых все участники несут значительные потери.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: