double arrow

Статья 293. Халатность


1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства,

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание к ст 293 УК РФ.Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает сто тысяч рублей.

Во-первых, данное должностное преступление единственное, которое совершается по неосторожности (а не умышленно). Во-вторых, как правило, оно совершается в форме бездействия, а не активного общественно опасного действия. Законодатель под неисполнением служебных обязанностей понимает бездействие должностного лица, т.е. несовершение того, что оно должно было сделать. Ненадлежащее выполнение служебных обязанностей - это действия должностного лица в пределах обязанностей по службе, но выполненные не так, как этого требовали интересы порученного ему дела, т.е. нерадиво, формально, нечетко. Халатность может выражаться как в единичном бездействии или действии, так и в систематической бездеятельности, характеризующей небрежное или недобросовестное отношение лица к своим служебным обязанностям (определенную линию поведения виновного).

Уголовная ответственность за халатность наступает при условии причинения существенного вреда, находящегося в причинно-следственной связи с упущениями должностного лица (состав преступления материальный).

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью в виде преступной небрежности (должностное лицо не предвидит вредных последствий своей плохой работы, хотя должно было и могло их предвидеть) или преступной самонадеянности (должностное лицо предвидит возможность наступления вредных последствий своих действий или бездействия, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение).

Субъектом преступления является только должностное лицо (главный врач, его заместители, заведующие отделениями, дежурный врач и т.д.).

Рассматривая состав должностного преступления, предусмотренного ст. 203 УК РФ, следует подчеркнуть, что в случаях, когда вредные последствия наступают в результате того, что должностное лицо по неопытности или недостаточной квалификации, или по иным не зависящим от него обстоятельствам не могло справиться с работой, нет оснований для обвинения его в халатности.

66. Предмет, метод, субъекты административного права.

Административное право -это отрасль российского права, регулирующая общественные отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти, административно-правовой части статуса гражданина и общественных объединений, а также устанавливающая ответственность за правонарушения, связанные с осуществлением государственного управления.

Предметом административного праваявляется совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Метод правового регулирования,под которым понимается совокупность правовых средств или способов, применяемых в ходе регулирования тех или иных общественных отношений.

Для административного права современной России пока характерен так называемый авторитарный (императивный) метод правового регулирования,при котором лицу (лицам) предписан лишь один строго определенный вариант поведения. Характерной особенностью данного метода является неравенство сторон-участников административно-правовых отношений, так как одной из сторон в возникающих правоотношениях всегда является тот или иной орган государственной власти. Другими словами, метод административного права по-прежнему описывается как «метод власти - подчинения», что отражает, скорее, административно-командную, а не общественно-служебную действительность.

В зависимости от юридической силы источники административного праваможно расположить в следующем иерархическом порядке:

1. Конституция РФ - основной источник российского права в целом, имеющий высшую юридическую силу. Значительная часть правовых норм, содержащихся в Конституции, имеет административно-правовую направленность. Это, например, ст. 110-117; ч. 2 ст. 77; ч. 1, 2 ,3 ст. 78, определяющие основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.

2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы. Например, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. ? 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

3. Нормативные указы Президента РФ. Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. ? 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

4. Постановления и распоряжения Правительства РФ. Например, постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. ? 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

5. Приказы, инструкции, распоряжения, указания, методические рекомендации, издаваемые федеральными министерствами, федеральными службами, государственными комитетами и другими органами исполнительной власти.

Субъектом административного праваявляется лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством могут быть участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права. Они наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.


Сейчас читают про: