8.1. Численность населения РФ на начало года характеризуется следующими данными
Год | |||||
Численность населения, млн. чел. | 142,0 | 141,9 | 141,9 | 143,0 | 143,1 |
Определить: показатели ряда динамики по базисной и цепной подстановке: абсолютные, относительные и средние. Изобразить графически динамику численности населения.
8.2. Динамика оборота розничной торговли на душу населения представлена в таблице:
Годы | Руб. (до 2000 г. - тыс. руб.; в фактически действовавших ценах) | В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах) | ||||
всего | в том числе | всего | пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия1) | непродоволь- ственные товары2) | ||
пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия1) | непродоволь- ственные товары2) | |||||
0,6 | 0,3 | 0,3 | ... | ... | ... | |
1,0 | 0,5 | 0,5 | 104,4 | 104,1 | 104,7 | |
1,7 | 0,7 | 1,0 | 112,2 | 106,5 | 116,9 | |
109,4 | 107,9 | 110,9 | ||||
111,4 | 108,1 | 114,4 | ||||
109,9 | 110,7 | 109,2 | ||||
109,4 | 108,3 | 110,3 | ||||
113,1 | 111,1 | 114,8 | ||||
113,4 | 111,0 | 115,7 | ||||
114,6 | 111,5 | 117,3 | ||||
116,4 | 112,9 | 119,4 | ||||
113,7 | 111,6 | 115,2 | ||||
95,1 | 98,4 | 92,0 |
Определите показатели динамики (цепные, базисные) оборота розничной торговли на душу населения за период 2000-2009. Сопоставьте приведенные ряды динамики 1970-1980, 1980-1990, 1990-2000 и 2000-2009, используя среднегодовые показатели динамики.
Сформулировать выводы.
8.3. Сумма вкладов населения в учреждениях Сберегательного банка России по региону на начало года представлено:
Год | ||||
Сумма вкладов, млрд.руб. |
Определить ежегодные абсолютные приросты, коэффициенты роста и темпы прироста числа вкладов с постоянной и переменной базой.
8.4. Известны инвестиции в основной капитал по Приволжскому федеральному округу (в млн.руб.)
Регион | 2007г. | 2008г. | 2009г. |
Российская Федерация в том числе: | |||
Республика Татарстан | |||
Республика Башкортостан |
Определить темпы роста инвестиций за каждый год по сравнению с предшествующим годом и среднегодовые темпы роста инвестиций для каждого региона. Сформулируйте вывод.
8.5. Имеются следующие данные по добыче нефти ННК (на конец года, млн.т)
Год | Добыча нефти, млн.т | Цепные показатели динамики | |||
абсолютный прирост млн.т | коэффициент роста | темп прироста, % | абсолютное значение 1% прироста, млн.т | ||
22,3 | 1,3 | ||||
2,12 | 0,24 | ||||
1,041 | |||||
1,071 | |||||
1,85 |
Требуется исчислить отсутствующие в таблице сведения за 2007-2012 гг., а также определить, в каком периоде (в 2007 — 2009 гг. или в 2009 — 2012гг.) были более высокие абсолютный и относительный приросты мощности электростанций региона.
8.6. Имеются данные о приеме в образовательные учреждения высшего профессионального образования России (тыс. чел.):
Принято студентов - всего | в том числе на отделения | ||||
очные | очно-заочные (вечерние) | заочные | экстернат | ||
Все образовательные учреждения высшего профессионального образования | |||||
154,5 | 91,5 | 3,0 | 60,0 | - | |
223,3 | ... | ... | ... | - | |
377,3 | 157,6 | 52,3 | 167,4 | - | |
536,6 | 287,6 | 76,5 | 172,5 | - | |
613,5 | 359,8 | 86,1 | 167,6 | - | |
583,9 | 360,8 | 62,4 | 160,7 | - | |
681,0 | 423,1 | 44,6 | 210,3 | 3,0 | |
1292,5 | 687,5 | 81,9 | 503,4 | 19,7 | |
1503,9 | 774,7 | 85,6 | 608,6 | 35,0 | |
1643,4 | 803,8 | 83,8 | 656,9 | 98,9 | |
1659,1 | 841,3 | 87,0 | 705,6 | 25,2 | |
1640,5 | 830,7 | 86,1 | 688,6 | 35,1 | |
1657,6 | 826,3 | 81,1 | 715,7 | 34,5 | |
1681,6 | 798,5 | 74,9 | 773,8 | 34,4 | |
1641,7 | 727,2 | 71,4 | 810,0 | 33,1 | |
1544,2 | 678,2 | 59,1 | 773,4 | 33,4 |
Требуется:
2) исчислить базисные и цепные показатели ряда динамики по приему студентов в образовательные учреждения высшего профессионального образования России за период 2000-2009 гг. (представить в табличной форме)
3) проанализировать динамику средних показателей по приему студентов в образовательные учреждения высшего профессионального образования России за периоды времени: 1980-1990, 1990-2000, 2000-2009гг.
8.7. Динамика объема добычи полезных ископаемых, в млрд.руб. составила: 2005 г. — 3062; 2006 г. — 3721; 2007 г. — 4489; 2008 г. — 5273; 2009г. – 5091.
Определить:
1) Цепные и базисные показатели ряда динамики;
2) Средние показатели ряда динамики.
8.8. В таблице представлены данные о пассажирообороте автобусного транспорта региона.
Год | Пассажирооборот, млрд пасс.-км | Цепные показатели динамики | |||
абсолютный прирост млрд пасс.-км | коэффициент роста | темп прироста, % | абсолютное значение 1% прироста, млрд пасс.-км | ||
360,2 | - | - | - | - | |
14,5 | |||||
1,037 | |||||
10,8 | 4,018 |
Определить недостающие уровни и цепные показатели динамики.
8.9. На 1 октября в списке предприятия «Акрос» числилось 25 человек; с 10 октября были приняты на работу 6 человек, а с 12 октября были уволены по собственному желанию 4 человека. С 25 октября на предприятие были приняты 6 человек.
На предприятии «Восход» на 1 октября числилось 32 человека; с 15 октября были приняты на работу 5 человек, а с 28 октября уволилось 6 человек.
Требуется:
1) определить, на каком предприятии и насколько среднесписочная численность в октябре была больше (в абсолютном выражении и в процентах);
2) изобразить динамику численности работников каждого предприятия с помощью линейной диаграммы.
8.10. Необходимо дать анализ изменения ВПП за два периода времени с 2006-2008г.г. и 2008-2011г.г.
Валовой внутренний продукт в рыночных ценах | 26 917,2 | 33 247,5 | 41 276,8 | 38 807,2 | 45 172,7 | 54 585,6 |
8.11. Если уровень ряда предыдущего года равен 100 т.т., а коэффициент роста цепной – 0,900, то уровень текущего периода составил?
8.12. Если темп прироста цепной составил 2,5%, то коэффициент роста цепной равен?
8.13. Если уровень текущего года составил 150 млн.руб., абсолютный прирост цепной – 50 млн.руб., то уровень предыдущего года равен?
8.14. Если за два анализируемых периода времени темп роста объемов производства продукции составил 140%, чему равен темп прироста?
Контрольные вопросы для закрепления темы:
1. Что называется динамическим рядом?
2. Каковы основные задачи динамических рядов?
3. Какие виды рядов динамики вам известны?
4. Каким образом могут быть представлены уровни в динамическом ряду?
5. Основные показатели ряда динамики?