Задачи для практического занятия и самостоятельной работы студентов. 8.1.Численность населения РФ на начало года характеризуется следующими данными

8.1. Численность населения РФ на начало года характеризуется следующими данными

Год          
Численность населения, млн. чел. 142,0 141,9 141,9 143,0 143,1

Определить: показатели ряда динамики по базисной и цепной подстановке: абсолютные, относительные и средние. Изобразить графически динамику численности населения.

8.2. Динамика оборота розничной торговли на душу населения представлена в таблице:

Годы Руб. (до 2000 г. - тыс. руб.; в фактически действовавших ценах) В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)
всего в том числе всего пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия1) непродоволь- ственные товары2)
пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия1) непродоволь- ственные товары2)
  0,6 0,3 0,3 ... ... ...
  1,0 0,5 0,5 104,4 104,1 104,7
  1,7 0,7 1,0 112,2 106,5 116,9
        109,4 107,9 110,9
        111,4 108,1 114,4
        109,9 110,7 109,2
        109,4 108,3 110,3
        113,1 111,1 114,8
        113,4 111,0 115,7
        114,6 111,5 117,3
        116,4 112,9 119,4
        113,7 111,6 115,2
        95,1 98,4 92,0

Определите показатели динамики (цепные, базисные) оборота розничной торговли на душу населения за период 2000-2009. Сопоставьте приведенные ряды динамики 1970-1980, 1980-1990, 1990-2000 и 2000-2009, используя среднегодовые показатели динамики.

Сформулировать выводы.

8.3. Сумма вкладов населения в учреждениях Сберегательного банка России по региону на начало года представлено:

Год        
Сумма вкладов, млрд.руб.        

Определить ежегодные абсолютные приросты, коэффициенты роста и темпы прироста числа вкладов с постоянной и переменной базой.

8.4. Известны инвестиции в основной капитал по Приволжскому федеральному округу (в млн.руб.)

Регион 2007г. 2008г. 2009г.
Российская Федерация в том числе:      
Республика Татарстан      
Республика Башкортостан      

Определить темпы роста инвестиций за каждый год по сравнению с предшествующим годом и среднегодовые темпы роста инвестиций для каждого региона. Сформулируйте вывод.

8.5. Имеются следующие данные по добыче нефти ННК (на конец года, млн.т)

Год Добыча нефти, млн.т Цепные показатели динамики
абсолютный прирост млн.т коэффициент роста темп прироста, % абсолютное значение 1% прироста, млн.т
  22,3 1,3      
           
        2,12 0,24
      1,041    
      1,071    
        1,85  

Требуется исчислить отсутствующие в таблице сведения за 2007-2012 гг., а также определить, в каком периоде (в 2007 — 2009 гг. или в 2009 — 2012гг.) были более высокие абсолютный и относительный приросты мощности электростанций региона.

8.6. Имеются данные о приеме в образовательные учреждения высшего профессионального образования России (тыс. чел.):

  Принято студентов - всего в том числе на отделения
очные очно-заочные (вечерние) заочные экстернат
Все образовательные учреждения высшего профессионального образования          
  154,5 91,5 3,0 60,0 -
  223,3 ... ... ... -
  377,3 157,6 52,3 167,4 -
  536,6 287,6 76,5 172,5 -
  613,5 359,8 86,1 167,6 -
  583,9 360,8 62,4 160,7 -
  681,0 423,1 44,6 210,3 3,0
  1292,5 687,5 81,9 503,4 19,7
  1503,9 774,7 85,6 608,6 35,0
  1643,4 803,8 83,8 656,9 98,9
  1659,1 841,3 87,0 705,6 25,2
  1640,5 830,7 86,1 688,6 35,1
  1657,6 826,3 81,1 715,7 34,5
  1681,6 798,5 74,9 773,8 34,4
  1641,7 727,2 71,4 810,0 33,1
  1544,2 678,2 59,1 773,4 33,4

Требуется:

2) исчислить базисные и цепные показатели ряда динамики по приему студентов в образовательные учреждения высшего профессионального образования России за период 2000-2009 гг. (представить в табличной форме)

3) проанализировать динамику средних показателей по приему студентов в образовательные учреждения высшего профессионального образования России за периоды времени: 1980-1990, 1990-2000, 2000-2009гг.

8.7. Динамика объема добычи полезных ископаемых, в млрд.руб. составила: 2005 г. — 3062; 2006 г. — 3721; 2007 г. — 4489; 2008 г. — 5273; 2009г. – 5091.

Определить:

1) Цепные и базисные показатели ряда динамики;

2) Средние показатели ряда динамики.

8.8. В таблице представлены данные о пассажирообороте автобусного транспорта региона.

Год Пассажирооборот, млрд пасс.-км Цепные показатели динамики
абсолютный прирост млрд пасс.-км коэффициент роста темп прироста, % абсолютное значение 1% прироста, млрд пасс.-км
  360,2 - - - -
    14,5      
      1,037    
           
    10,8     4,018

Определить недостающие уровни и цепные показатели динамики.

8.9. На 1 октября в списке предприятия «Акрос» числилось 25 человек; с 10 октября были приняты на работу 6 человек, а с 12 октября были уволены по собственному желанию 4 человека. С 25 октября на предприятие были приняты 6 человек.

На предприятии «Восход» на 1 октября числилось 32 человека; с 15 октября были приняты на работу 5 человек, а с 28 октября уволилось 6 человек.

Требуется:

1) определить, на каком предприятии и насколько среднесписочная численность в октябре была больше (в абсолютном выражении и в процентах);

2) изобразить динамику численности работников каждого предприятия с помощью линейной диаграммы.

8.10. Необходимо дать анализ изменения ВПП за два периода времени с 2006-2008г.г. и 2008-2011г.г.

             
Валовой внутренний продукт в рыночных ценах 26 917,2 33 247,5 41 276,8 38 807,2 45 172,7 54 585,6

8.11. Если уровень ряда предыдущего года равен 100 т.т., а коэффициент роста цепной – 0,900, то уровень текущего периода составил?

8.12. Если темп прироста цепной составил 2,5%, то коэффициент роста цепной равен?

8.13. Если уровень текущего года составил 150 млн.руб., абсолютный прирост цепной – 50 млн.руб., то уровень предыдущего года равен?

8.14. Если за два анализируемых периода времени темп роста объемов производства продукции составил 140%, чему равен темп прироста?

Контрольные вопросы для закрепления темы:

1. Что называется динамическим рядом?

2. Каковы основные задачи динамических рядов?

3. Какие виды рядов динамики вам известны?

4. Каким образом могут быть представлены уровни в динамическом ряду?

5. Основные показатели ряда динамики?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: