В системе методов психологического исследования существенное место занимает изучение продуктов деятельности, или, точнее, изучение психических особенностей на основании продуктов деятельности.
Познанию психических особенностей ребенка помогает и биографический метод—собирание и анализ данных зао жизненном пути личности. Зная основные вехи жизни ребенка, можно понять, в результате каких обстоятельств сформирова-лись те или иные черты личности.
Вопросы и задания
Что изучает возрастная психология?
Что изучает педагогическая психология?
В чем специфика общей, возрастной и педагогической психологии?
Каковы задачи возрастной и педагогической психологии?
В чем особенности количественной и качественной обработки материалов исследования?
Сравните метод наблюдения и естественного эксперимента и их применение в работе учителя.
Охарактеризуйте формирующий эксперимент и его значение для педагогической практики.
|
|
Раскройте сущность метода анкетирования и социометрического метода.
Продумайте вопросы анкеты для учащихся II—III классов по выявлению учебных и внеучебных интересов.
Литература
Ленин В. И. К вопросу о диалектике. — Поли. собр. соч., т. 29. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Выготский Л. С. -Развитие высших психических функций. М., 1960, с. 438—453.
Давыдов В. В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования.— Вопр. психологии, 1976, № 4.
Леонтьев А. И. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972, гл. HI. Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери. 2-е изд.
М., 1957.
Методы педагогического исследования/Под ред. В. И. /Куравлева. М.,
1972.
Мухина В. С. Дневник матери: Первоклассники. М., 1977. Практикум по психологии. Л., 1971, тема 24. «Младший школьник и
Особенности формирования его личности», с. 178—195. i Эльконин Д Б К проблеме периодизации психического развитизав
Детском возрасте.—Вопр. психологии, 1971, № 4. 'ей
Возникающих внутренних противоречий между возникновением новых потребностей и отсутствием способов их удовлетворен ння.