Перед массовым анкетированием необходимо провести пробные опыты с анкетами-проектами. После этого анкеты подвергаются окончательной редакции

Для определения связей и отношений детей в группе используются социометрические методы. Учащимся дается задание: «Укажи, с кем бы ты хотел дружить, с кем бы ты хотел сидеть за одной партой». Или: «Тебя выбирают в комиссию но организации классного вечера. С кем бы ты хотел работать?» Как правило, в помощь детям разрабатывают вопрос-

ник, помогающий уточнить свои отношения. Вопросник может иметь такой вид: 1) мой самый лучший друг; 2) мои друзья;

Не друзья, но хорошие ребята и т. д. От спрашиваемого требуется поставить соответствующий ранг против фамилии учащихся.

Результаты социометрического опроса оформляются в виде таблицы:

Л Испытуемые 1 2 3 4 5

1 К. х + + + ' о

2 т. + 1 X о + +

3 м. о + х о о

4 н. + + + х +

5 р. о о + + х

Условные знаки: (+)—означает выбор, (0)—безразличие.

По вертикали можно проследить, кого выбрал ученик, а по горизонтали—кто выбрал его (например, по нашей схеме испытуемою К. выбрали 2, 3, 4, а он выбрал 2 и 4). Схема дает возможность определить, кто наиболее популярен в классе, кто менее, а кто вообще находится в изоляции.

Беседа и изучение продуктов деятельности. Для изучения учащихся часто используют беседу, которая может дать ценный материал для познания ребенка. Успешность беседы зависит от степени ее подготовленности (наличие четкого плана беседы, учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика и т. д.) и от искренности даваемых ответов.

Важную роль играет беседа с учащимися, в процессе которой раскрываются условия их жизни, влияние на них взрослых, художественной литературы и пр. Такой материал позволяет выяснить особенности формирования личности учащих-ся: их характера, темперамента, интересов и способностей. Объективность сообщенных в беседе данных во многом зависит от такта учителя, его умения рыяснить интересующие обстоя' тельства не столько в форме прямых вопросов, сколько косвенным путем. Например, для выявления нравственных чувств учащихся можно провести беседу о /героях совместно просмотренного фильма или прочитанной книги.

Другим вариантом беседы, получившим довольно широкое распространение в детской психологии, является клиническая беседа, разработанная выдающимся швейцарским психологом Ж. Пиаже. Она есть своеобразное сочетание беседы с экспериментом. Ребенка ставят в условия, требующие от него решения специально подобранных задач н ответов на поставленные вопросы. Например, экспериментатор дает ребенку комок глины и просит сделать другой такого же размера и формы. После того как ребенок выполнит задание, экспериментатор

Изменяет форму кусков или делит их на несколько кусков, а затем задает ребенку ряд вопросов для выяснения того, считает ли ребенок, что эти куски имеют по-прежнему одинаковую массу и объем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: