double arrow
В развитии восприятия формы и пространства существенную роль играет измерительная деятельность ребенка на уроках труда, физкультуры, природоведения

Особенности восприятия сюжетной картинки. В младшем школьном возрасте идет совершенствование восприятия сюжетной картинки, которое предполагает обязательное установление пространственных связей, взаимоотношений между частями картины. Французский психолог А. Бине, а затем немецкий психолог В. Штерн выделили три стадии восприятия ребенком картинки: стадия перечисления (от 2 до 5 лет), стадия описания (от 6 до 9—10 лет) и стадия интерпретации, объяснения, истолкования (после 9—10 лет). Исследования советских психологов показали, что эти стадии зависят не столько от возрастных особенностей, сколько от содержания картинки и опыта ребенка.

Как отмечает А. А. Люблинская, огромное значение имеет вопрос, с которым взрослый обращается к ребенку. Вопрос «Что на картинке?» направляет на перечисление, а вот вопрос о событиях, изображенных на картинке, направляет ребенка на объяснение, истолкование, требует более высокого уровня восприятия. Младшие школьники могут выделить главное в картинке, дать ей название.

Особенности восприятия времени. Восприятие времени для младших школьников представляет значительные трудности. Во многих исследованиях изучались особенности восприятия детьми небольших промежутков времени. Так, Н. С. Шабали-ным установлено, что восприятие минуты от класса к классу

становится все более правильным. Но большинство учащихся преуменьшает реальную длительность минуты. Наоборот, при восприятии больших промежутков времени (5, 10, 15 мин) учащиеся преувеличивают действительную длительность времени. Кроме этого, надо учитывать, что оценка временных промежутков зависит от того, чем заполнено время:




Чем время насыщеннее событиями, тем оно воспринимается короче. В связи с тем что у учащихся еще не выработался рефлекс на время и они не всегда верно оценивают временные промежутки, трудно ожидать от младшего школьника, что он, например, придет с улицы в точно указанное время (через 15 или 30 мин).

Важным вопросом, имеющим практическое значение, является восприятие и воспроизведение темпа. Еще Э. Мейман провел исследование по данному вопросу с детьми 6—14 лет. Он показал, что детям без особых упражнений доступны только средние темпы и простые построения тактов. «Младшие дети до 8-летнего возраста не умеют ни улавливать, ни воспроизводить быстрых и медленных темпов. Для 7-летнего ребенка промежутки в 0,4 с представляют собой уже наивысший доступный предел быстроты, а при промежутках в 2 с даже у неко-торых 12-летних детей прекращается способность правильно отмечать их при параллельном отбивании такта. При самых маленьких промежутках времени дети отбивают такт слишком медленно, а при более значительных—слишком быстро; при этом наблюдается, что дети даже не замечают своей ошибки, из чего явствует вместе с тем неудовлетворительное улавливание данного темпа»'. «Мы видим,—пишет Э. Мейман,—что чувство таКта у ребенка нуждается в воспитании». Однако оно «может быть и у детей младшего возраста доведено до значительного совершенства с помощью упражнений»2. В связи с этим учитель должен постоянно следить за темпом своей речи, темпом письма на доске и темпом речи самих учащихся при ответах, а также на музыкальных занятиях.



Развитие точного восприятия промежутков времени связано с характером организации жизни и деятельности ребенка. Систематическое выполнение учебной работы, соблюдение режима дня вырабатывает у учащихся чувство времени. Уже второклассники, при соблюдении соответствующего режима, могут довольно точно воспринимать длительность урока, правильна ориентируются в том, сколько нужно времени, чтобы приготовить уроки, сколько можно гулять, сколько времени требуется, чтобы не опоздать в школу, и т. п. Чувство времени не развивается, если ученика не приучать к выполнению режима дня.

' Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике/Пер, с нем. М., 1914. т. 1, с. 273. Там же, о. 274.

»81

Младшие школьники лучше воспринимают небольшие промежутки времени, с которыми они имеют дело в жизни: час, сутки, неделя, месяц. Знания же о больших промежутках времени весьма неточны. Личный опыт и уровень умственного развития учащихся не позволяют еще создать ясный образ таких промежутков времени, как век, эпоха, эра. Поэтому при ознакомлении с историческими событиями необходимо применять хорошо продуманные наглядные пособия, посещать исторические и краеведческие музеи, руководить чтением исторической и художественной литературы, проводить экскурсии в города и села, где сохранились памятники старины, т. е. необходимо использовать все возможности наглядно-чувственного восприятия и познания исторической эпохи.

Развитие восприятия младших школьников в учебной деятельности. В зарубежной психологии выделяют стадии развития восприятия, строго очерченные возрастом, которые не зависят от того, что воспринимается и от тех условий, в которых вос-питывается ребенок.






Сейчас читают про: