У минский К. Д. Собр. соч. М., 1950, т. 10, с. 429

Наташи В.: «Над морем тнцы летяг быстрее, чем над сушей». Отсроченное воспроизведение: «Над морем они летят быстрее, чтобы преодолеть скорее путь, и летечь над сушен, потому что над сушен они находят корм, над морем редко попадается корм».

Улучшение отсроченного воспроизведения {реминисценция} С. Л. Рубинштейн связывает с осмыслением материала. Оно у младших школьников ос\'ществляегся не сразу, а постепенно. Младшие дети, по мнению С Л. Рубинштейна, более обобщенно воспроизводят материал лишь спустя некоторое время. С фи-зиологической точки зрения это объясняечся снятием отрицательной индукции, возникающей в процессе запоминания.

Особенности забывания младших школьников. Процесс забывания зависит от того, как деги запоминают, какие приемы используют.

На протяжении всего младшего школьного возраста учащиеся нуждаются в том, чтобы их работа по запоминанию направлялась учителем, так как сами они еще затрудняются поставить перед собой определенную, конкретную задачу:

Запомнить точно или запомнить, чтобы передать своими словами, н т. д. Однако эксперименты показывают, что если такая задача перед ними поставлена, то учащиеся справляются с пен. При отсутствии конкретной задачи дети часто прибегают к дословному запоминанию, особенно в тех случаях, когда ма-. териал очень небольшой по объему, но насыщен содержанием, или ученик не владеет в достаточной степени речью, чтобы свободно передать материал своими словами.

Как видно из изложенного, все процессы памяти имеют ярко выраженные возрастные особенности, знание которых помогает учителю правильно организовать обучение.

Некоторые особенности памяти младших школьников. Первоначально.младшие школьники лучше запоминают наглядным материал: предметы, которые ребенка окружают н с которыми он действует, изображения предметов, людей. Про-дуктивность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминания словесного материала.

Если же говорить о запоминании словесного материала, ю на всем протяжении младшего возраста дети лучше запомши-ют слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия.

В исследованиях советских психологов установлено, ччо на запоминание конкретных и абсграктных слов большое влияние оказывает единство сигнальных систем. Так, ученики прочно сохраняют в памяти такой конкретный материал, который закрепляется в памяти с опорой на наглядные образы н необходим для понимания того, что запоминается (например, географические названия, обозначенные на карте). Хуже запоминают тот конкретный материал, который не имеет опоры на

За9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: