постепенный переход к моделированию посредством абстрактных символов типа А—В, А>В, Л<В приводит к тому, что эти отношения становятся предметом действия ребенка. Например, один литр воды обозначается на доске и в тетради' отрезком определенной длины, а два литра — отрезком в два раза больше, три литра—отрезком в три раза больше и т. д. Затем дети начинают оперировать буквами, заменяющими соответствующие величины (отрезки).
Большое значение в развитии абстрактной стороны мышления, имеют уроки грамматики. Обучение грамматике требует отвлечения от конкретно-смысловой стороны слова и выделения особенностей различных слов со стороны их принадлежности к определенной грамматической категории.
При обучении грамоте (чтению и письму) слово выступает перед сознанием учащегося со стороны звука и графики, а при овладении грамматикой слово выступает как часть речи. У дошкольника и первоначально у первоклассника слово не отделяется от предмета, оно является как бы одним из его свойств.
|
|
Резервы умственной деятельности младших школьников часто недооцениваются. Но, как показали эксперименты П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и других исследователей. при соответствующей организации обучения ребенок начальных классов может устанавливать зависимость между изменением значения слова и изменением его материальной формы. Это достигается следующим образом. Ребенок изменяет слово по значению (например, рыба, рыбак, рыбачить, рыбный), сравнивает полученные варианты одного и того же слова и родственных слов по их звуковому составу, выделяет морфемы, являющиеся носителями определенных сообщений, п определяет морфологическую структуру слов. Действие по анализу морфологической структуры слов постепенно переводится из развернутой материализованной формы в умственную. Одновременно в ходе этого процесса формируются понятия об основных морфемах и их функциях. На основе такого формирования действия по анализу слов детям оказывается доступным, различение чрезвычайно тонких изменений форм слов и связанное с этим понимание значений слов, сообщаемых посредством этих изменений.
Понятия и их особенности у младшего школьника. В учебных программах большое внимание уделяется формированию у учащихся научных понятий. Различают предметные понятия и понятия отношений. Предметными понятиями являются знания общих и существенных признаков и свойств предметов объективной действительности, например птица, ручка и т. п. Понятия отношений отражают связи и отношения, существующие в объективном мире, например эволюция, больше—меньше и т. п.