О теоретическом и эмпирическом мышлении. В последние годы психологами, работавшими под руководством В. В. Давыдова исследовалось мышление двух типов—эмпирическое и теоретическое

Теоретическое мышление характеризуется рядом взаимосвязанных компонентов. К ним относятся:

рефлексия, т. е. осмысливание ребенком собственных действий и их соответствия условиям задачи;

у анализ содержания задачи с целью выделения принципа или всеобщего способа ее решения, который затем как бы «с места» переносится на целый класс подобных задач;

внутренний план действий, обеспечивающий их планирование и выполнение «в уме».

В исследованиях установлено, что усвоение знаний при обучении ребенка в школе может происходить на основе другого типа мышления, которое получило название эмпирического. Усвоение знаний на основе эмпирического мышления осущест-вляется посредством сравнения внешне сходных, общих

признаков предметов и явлений окружающего мира, важных для последующей их классификации и распознавания. Такое мышление не аналитично, чуждо рефлексии и ограничено в возможностях умственного планирования Эмпирическое решение задач некоторого класса происходит применительно к каждой задаче в отдельности и при постепенном выделении одинакового приема их решения путем «поисков и ошибок». Вследствие этого прием решения задач формируется очень медленно и не приобретает обобщенной формы.

Как проявляются особенности эмпирического или теоретического мышления у учащихся, как выявить, каким путем идет развитие мышления младшего школьника3

Например, важными математическими операциями, усваиваемыми учащимися в младших классах школы, являются операции сложения, вычитания, деления и умножения. Осмысленность усвоения этих действий, как правило, закрепляется и проверяется в процессе решения большого количества различных по сюжету, однотипных по способу действия простейших математических задач. Для определения же степени сформиро-ванности теоретического мышления строится экспериментальная ситуация, состоящая из двух частей.

В первой части учащимся предлагается решить одну за другой несколько задач, которые подобраны так, что одни из них похожи по сюжету, другие — по ответу, но все они были бы различны по способу математического решения. Третьи же задачи непохожи внешними признаками, ответом, но имеют одинаковый способ решения.

Задача 1. На крышу дома сели 3 синички. К ним прилетела еще одна. Сколько синичек стало на крыше?

Задача 2. На дереве сидело 17, синичек. 13 синичек улетело. Сколько синичек осталось на дереве? (Общий ответ а задачей 1.) '

Задача '3.' 18 синичек поровну разделились на три стаи. Сколько синичек в каждой стае? (Общий сюжет с задачами 1,и 2) '"I ' ' '


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: