И т. д

Важно иметь в виду, что темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни интересов ребенка, но оказывает большое влияние на стиль умственной деятельности (работоспособность, скорость включения в деятельность и скорости-переключения с одной деятельности па другую). Темперамент сказывается также на поведении ребенка, па быстроте проте- -кания реакций, устойчивости настроений ийр. Поэтому необходимо учитывать особенности темперамент? как при обучении, так и при воспитании детей.,

Следует подчеркнуть при этом, что на'основе одной и той же черты темперамента могут сформироваться различные черты характера и, наоборот, одна черта характера—на основе разных темпераментов. Чуткость и внимательность к людям можно воспитать у ребенка как с сангвиническим темпераментом, так и флегматическим, но проявляться в поведении это будет по-разному. Например, сангвиник может выразить свою чуткость в яркой эмоциональной речи, в то время как флегматик молча сделает приятное для другого человека.

Индивидуальные особенности неуспевающих и недисциплинированных учащихся. Особого внимания требуют индивидуальные особенности неуспевающих и недисциплинированных

Детей.

Рассматривая неуспеваемость, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов указывают различные причины этого явления. Авторы выделяют две основные группы причин неуспеваемости: объективные (непосильный объем знаний, несовершенство методов обучения) и субъективные (психологические особенно-сти учащихся).

Учителю важно при этом уметь отличать детей умственно отсталых и детей с дефектами психического развития от учеников, которые не справляются со школьной программой в силу временных причин, не связанных с их индивидуальными дефектами.

Анализируя психологические особенности учащихся (субъективные причины), различают несколько групп неуспевающих. Среди них особо следует выделить следующие.

Педагогически запущенные дети.

Умственно отсталые дети—дети, перенесшие заболевание (во внутриутробном периоде развития, при рождении или в самом раннем возрасте), которое остановило нормальное развитие мозга. Высшие нервные процессы у них характеризуются грубой патологической инертностью. У таких детей низка спо-собность к обучению. Они неспособны к сложным формам абстракции и обобщения.

Ослабленные, или церебро-астенические, дети. Они быстро теряют работоспособность, хорошо воспринимают учебный материал лишь в течение 20—30 мин, работать на последних уроках совсем не могут.

Наиболее многочисленной является группа педагогически запущенных детей. Л. С. Славина, изучая таких учащихся, обнаружила самые различные причины, порождающие неуспеваемость. Это—отсутствие нужных общественных мотивов учения, «интеллектуальная пассивность», неправильные навыки и способы учебной работы (неумение учиться), неправильное отношение к труду (неаккуратность, недобросовестность).

Она выявила тазае различные причины недисциплинированности. ' \

Оказалось, что у некоторых учащихся недисциплинированность связана с часто проявляющимися аффектами; у других—нет интереса к школе и учению, основные интересы cof средоточены на внешкольных делах, третьи хотят завоевать авторитет в коллективе особенными выходками, шутовством;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: