Основными свойствами процессов возбуждения и торможения являются динамичность, сила, уравновешенность, подвижность

Динамичностью называется способность нервной системы к научению в широком смысле этого слова. В любом классе есть группа детей с высокой динамичностью возбудительного процесса и низкой—тормозного, группа школьников с низкой динамичностью возбудительного процесса и высокой—тормозного. Можно выделить учеников с относительным равновесием процессов возбуждения и торможения по динамичности.

Каждая из этих групп характеризуется своими психофизиологическими особенностями. Ученики с высокой динамичностью возбудительного процесса и низкой—тормозного отличаются быстрым образованием положительных, условных рефлексов, но медленно их упрочивают; у них появляется много ори-ентировочных реакций на первое предъявление раздражителей.

Заказ 3984

Все это сказывается на их познавательных процессах. В наблюдение объекта они включаются быстро, самостоятельно выделяют предметы, их части, признаки, действия и состояния, находят связи и отношения. Однако быстро схватывают лишь то, что легко замечается, лежит на поверхности, увиденное стремятся сразу выразить в речи, что часто приводит к искажению фактов, «лоскутному» описанию воспринимаемого. Как правило, в процессе наблюдения эти дети обнаруживают торопливость, неорганизованность, но дают эмоциональные ответы. Продуктивность процесса восприятия и памяти у них в целом невысокая. Воспринятое они, как правило, быстро забывают. Для прочного усвоения знаний требуется многократное подкрепление, конкретизация усвоенных выводов, правил на разном материале и при возможности с большей самостоятельностью самих детей. В учебной работе с ними недопустимы однообразие, шаблон.

Семилетние дети с низкой динамичностью возбудительного процесса и высокой — тормозного медленно образуют условные рефлексы, у них мало ориентировочных реакций, угасание которых идет заметно быстрее, чем у детей первой группы. В начале обучения в школе объекты наблюдения они вос-принимают односторонне, нерасчлененно. Аналитическая деятельность их невысокого уровня. Они-с большим трудом вычленяют части предмета, его признаки, почти не замечают действия и особенно состояния объектов. В ходе самостоятельного наблюдения их описание предметов бедно по содержанию.

Однако при втором предъявлении этого же материала, детальном его анализе вместе с учителем, продуктивность их восприятия заметно возрастает и становится выше, чем по группе учащихся с высокой динамичностью. Объясняется это, вероятно, замедленным усвоением воспринимаемой информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: