Ця, сколько и обучению, то ситуация, вероятно, могла бы быть иной

С переходом из младших классов в средние и далее в старшие классы школы изменяется положение детей в системе деловых ц личных взаимоотношений с окружающими людьми. Все больше вре-ни в их жизни начинают занимать серьезные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Возрастают требования к интеллекту юноши, которые одновременно предъявляются и его сверстниками, и взрослыми людьми. Учителя и родители начинают переходить на новый стиль общения с подростками, больше апеллируя к их разуму и логике, чем к чувствам, и рассчитывая, в свою очередь, на аналогичное ответное обращение.

В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития, и это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя. Науке до сих пор далеко не все известно о том, что происходит с сознанием детей в средних и старших классах школы, как в эти годы меняются восприятие, внимание и воображение детей. Вместе с тем за совершенствованием таких познавательных процессов, как память, речь и мышление, наблюдать легче, и о них можно сказать больше.

Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок,,т. е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее Интеллектуальное приобретение подросткового возраста - это умение оперировать гипотезами.

К старшему школьному возрасту дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов. Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и "осознания детей, представляющий собой существенное расшире-" сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, °° окружающем мире. Развитие самосознания ребенка находит свое ""Рвение в изменении мотивации основных видов деятельности:

"ия, общения и труда. Прежние <детские> мотивы, характерные

младшего школьного возраста, теряют свою побудительную У- На месте их возникают и закрепляются новые, <взрослые> мо-> приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач д ьности. Те виды деятельности, которые прежде выполняли раУо роль, например игра, начинают себя изживать и отодви-:в второй план. Возникают новые виды деятельности, ме-' рд иерархия старых, начинается новая стадия психического

В подростковом возрасте активно совершенствуется самокоп роль деятельности, являясь вначале контролем по результату и. заданному образцу, а затем - процессуальным контролем, т. способностью выбирать и избирательно контролировать любой И мент или шаг в деятельности. Вплоть до юношеского возраа у многих детей еще отсутствует способность к предварительно планированию деятельности, но вместе с тем налицо стремле> к саморегуляции. Оно, в частности, проявляется в том, что на ин' ресной, интеллектуально захватывающей деятельности или на та> работе, которая мотивирована соображениями престижности, п) ростки могут длительное время удерживать внимание, быть в сост нии переключать или распределять его между несколькими деЯ виями и поддерживать довольно высокий темп работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: