Воспитание старшеклассников в школе

К концу младшего школьного возраста дети в своем-с окружающими людьми обычно выходят за пределы кр Если в дошкольном детстве и в младшем школьном возр нок еще практически полностью находится в окружений двора, то с наступлением подросткового возраста ситуай кально изменяется. Теперь ребенок большую часть своей' проводит вне семьи, в школе, на улице, в общении со све и другими взрослыми людьми за пределами места свое?

ва. Да и физически находясь дома, он уже фактически (психоло-"ически) большей частью уже вне его, размышляя и думая о школь-"1,1х и других внесемейных делах.

Психологический выход за пределы семьи обычно сопровождает- усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, роли самовоспитания, средств массовой информации и ультуры в воспитании. Происходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции школьника, в результате чего пйлу-1)а(от ускорение процессы формирования его личности, а учение временно отходит на второй план. Все это естественно и обычно имеет место тогда, когда общение ребенка с окружающими людьми не ограничивается родителями, когда он не замкнут в кругу семьи и дмеет возможность для самостоятельного выхода в свет.

Промежуточной инстанцией на пути отдаления от семьи становится для ребенка школа. С одной стороны, она еще чем-то напоминает семью, например тем, что в ней сохраняется отношение к подросткам как к детям и предъявляются соответствующие требования. Только тогда, когда они переходят в старшие классы школы, к 1ним в семье и школе начинают относиться иначе, правила обращения смягчаются и становятся более вольными. Люди, с которыми {подростки чаще вступают в общение,- это уже чужие люди, и отно-{щения с ними строятся в основном как официальные. [ Уточним, какими личностными качествами должны обладать юно-1ши и девушки и что они должны уметь делать по окончании средней 1школы. Представим и рассмотрим эти качества, исключая способ-Двости, о которых уже много говорилось.

1 Первая и основная группа качеств - это те, которые связаны 1с самообслуживанием в школе и дома. Молодые люди, оставляющие школу, должны уметь самостоятельно находить для себя работу 1>ли устраиваться на учебу, нанимать и оборудовать жилье, если 18 этом есть необходимость, самостоятельно обеспечивать питание, 1>ключая приобретение и приготовление пищи, самостоятельно Обеспечивать себя одеждой, решать другие личные и деловые Проблемы, связанные с устройством жизни, такие, с которыми сравнительно легко справляется социально адаптированный взрослый 110 век.

1_ Вторая группа качеств касается ориентации в социальной, поли-"ческой, экономической и культурной жизни общества. У каждого Годого человека по окончании школы должны сложиться убежде-1, мировоззрение, система социальных установок, определяющих вощение человека к миру, к людям, к самому себе. Современные "одые люди должны знать право в таком объеме, чтобы не только им не нарушать законы, но и помогать в этом плане другим. Должны быть известны элементарные основы экономики, чтобы но было заняться индивидуальной предпринимательской дея-чостью, начать какое-либо дело, из которого можно извлечь мате-1ьную выгоду. 'Ретья группа личностных качеств относится к нравственной

основе личности и ее культуре, и хотя называется нами последне порядку, но по своему нравственному значению является 1161 и главной, характеризующей в целом уровень зрелости личн< К окончанию школы у молодых людей должны быть сформир ны основные нравственные качества, а в регуляции поведения ствовать определенные социальные нормы. В целом же уровень рального развития, если его оценивать с позиций уже знакомы теорий, должен в этом возрасте соответствовать уровню ко>) циональной или даже постконвенциональной морали по Л. Колб

Все эти качества 'личности необходимо сформировать у) за годы обучения в школе, и основная воспитательная наг{ в этом плане приходится на средний и старший школьный воз Обучение в средних и старших классах охватывает довольно з1 тельный период в жизни человека, около 6-7 лет, но по срав!' с масштабностью воспитательных задач, стоящих в это вре> кажется не таким уж большим.

Для того чтобы время и возможности, имеющиеся вподр вом и раннем юношеском возрасте, были эффективно реализй необходимо начиная со средних классов школы изменять соо< ние учебных и воспитательных, личностно и интеллектуалы вивающих человека задач. Если в начальных классах школы лиц доля времени уходила на обучение - и это нормально, то в 61 классах школы и далее время, отводимое на учебные и воспщ ные мероприятия, должно стать примерно одинаковым, д

Постепенное приближение загруженности детей к за взрослых должно происходить за счет увеличения времени,. ' мого на личностное развитие. Опыт показывает, что если в' школьного обучения в старших классах школы по-прежнему рует задача усвоения знаний, а воспитание, понимаемое каВ тие личности, отстает, то это в целом замедляет процесс пс ческого взросления детей. В результате они к окончаний по уровню своего социально-психологического развития на отстают от своих зарубежных сверстников в наиболее развЩ нах мира. Напротив, если в средних и старших классах шко ется приоритет воспитанию, т. е. ускоренному личностному р детей, то в дальнейшем более быстрыми темпами идет и 0 интеллектуальное развитие детей. Это происходит потому, 41 мировавшиеся личностные качества, в частности те, которые? лены в начале этого раздела главы, становятся мощным <Г для дальнейшего совершенствования человека в других вйЦ тельностц.:,

Важным средством воспитания, связанным с формиД многих полезных личностных качеств, является самообслу Для того чтобы оно приобрело подлинное воспитательное необходимо, чтобы самообслуживание было достаточно подИ чтобы дети действительно самостоятельно решали деловые.Г проблемы. Без специальных знаний в области политики,, экономики они вряд ли в состоянии в настоящее время бу

Ть Следовательно, в программу школьного обучения начиная с пя-.щестых классов необходимо постепенно вводить соответствую-р предметы и на практике закреплять знания, полученные уча-цся, в их внутришкольных и внешкольных делах. Основы нравственности и культуры, соответствующие качества яности формируются на занятиях по гуманитарным предметам, дне закрепляются в практических, в частности благотворитель- делах. Школьники средних и старших классов в той или иной щрме должны заниматься благотворительностью, а школа - вклю- эти дела в основную программу воспитательной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: