Герман Эббингауз

Первый психолог, который начал изучать память и обучаемость с помощью экспериментального метода, тем самым опроверг Вундта. Изучение процессов заучивания и забывания – первый опыт решения собственно психологических проблем. 5 лет – он был единственным испытуемым, без какой-либо поддержки. Эббингауз подсчитывал число попыток (повторов), необходимых для запоминания материала. Материалом для запоминания являлись: бессмысленные списки трехбуквенных слогов. Своим экспериментам он подчинил распорядок всей своей жизни, для того, чтобы была возможность ежедневно в одни и те же часы заучивать необходимый материал.

Он не брал в качестве материала для запоминания стихи или связанные истории, т.к. они вызывают определенные ассоциации, которые облегчают процесс запоминания и не позволяют его проконтролировать исследователю. Материал должен быть совершенно однородный, абсолютно незнакомый, не рождающий никаких ассоциаций. Он расписал все возможные трехбуквенные сочетания на карточках, получив запас в 2300 слогов. Слога для заучивания выбирались наугад.

В другом эксперименте Эббингауз исследовал разницу в скорости между бессмысленными списками и элементами осмысленного материала. Для этого он сам заучивал отрывки из «Дон Жуана» Байрона. Его исследования позволили сделать ему следующий вывод: бессодержательный материал, ни с чем не ассоциирующийся, запоминается в 9 раз труднее, чем осмысленный.

Изучая число повторов, требующихся для безупречного воспроизведения и зависимость от объема предъявляемого материала. Больший объем требует больше времени и повторов («Кривая Эббингауза»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: