Лекция 9. Зарубежная психология периода открытого кризиса (10-е – середина 30-х годов XX века. Основные школы психологии

Чем успешнее шла в психологии эмпирическая работа, резко расширявшая поле изучаемых психологией явлений, тем очевиднее становилась несостоятельность ее версий о сознании как замкнутом мире субъекта, зримом ему одному благодаря натренированной интроспекции под контролем инструкции экспериментатора. Крупные успехи новой биологии радикально меняли воззрения на все жизненные функции организма, в том числе психические.

Восприятие и память, навыки и мышление, установка и чувства трактовались теперь как своего рода "инструменты", позволяющие организму эффективно "орудовать" в жизненных ситуациях. Рушилось представление о сознании как особом замкнутом ми ре, изолированном острове духа. Вместе с тем новая биология направляла на изучение психики с точки зрения ее развития. Тем самым радикально расширялась зона познания объектов, недоступных для интроспективного анализа (поведение животных, детей, психически больных). Крах исходных представлений о предмете и методах психологии становился все более очевидным.

Глубокие преобразования испытывал категориальный аппарат психологии. Напомним об его основных блоках: психический образ, психическое действие, психическое отношение, мотив, личность. На заре научной психологии, как мы помним, исходным элементом психики считались показания органов чувств – ощущения. Теперь же взгляд на сознание как устройство из атомов – ощущений – потерял научный кредит. Было доказано, что психические образы – это целостности, которые лишь искусственным путем можно расщепить на элементы. Эти целостности были обозначены немецким термином "гештальт" (форма, структура) и под этим названием вошли в научный глоссарий психологии. Направление же, придавшее гештальту значение главной "единицы" сознания, утвердилось под именем гештальт-психологии.

Что касается психического действия, то и его категориальный статус изменился. В прежний период оно относилось к разряду внутренних, духовных актов субъекта. Однако успехи в применении объективного метода к изучению отношений между организмом и средой доказали, что область психики включает также внешнее телесное действие. Появилась мощная научная школа, возведшая его в предмет психологии. Соответственно направление, избравшее этот путь, исходя из английского слова "бихейвиор" (поведение), выступило под стягом бихевиоризма.

Еще одна сфера, открывшаяся психологии, при дала сознанию взамен первичного вторичное значение. Определяющей для психической жизни была признана сфера бессознательных влечений (мотивов), которые движут поведением и определяют своеобразие сложной динамики и структуры личности. Появилась приобретшая всесветную славу школа, лидером которой был признан З.Фрейд, а направление в целом (со множеством ответвлений) названо психоанализом.

Французские исследователи сосредоточились на анализе психических отношений между людьми. В работах ряда немецких психологов центральной вы ступила тема включенности личности в систему ценностей культуры. Особую новаторскую роль в истории мировой психологической мысли сыграло учение о поведении в его особом, возникшем на почве русской культуры варианте.

Так появились различные школы, каждая из которых в центр всей системы категорий поставила одну из них – будь то образ или действие, мотив или личность. Это и придало каждой школе своеобразный профиль. Ориентация на одну из категорий как доминанту истории системы и придание другим категориям функции подчиненных – все это стало одной из причин распада психологии на различные – порой противостоящие друг другу – школы.

Это и создало картину кризиса психологии. Но если бы за противостоянием школ и враждой теорий не было корневой системы инвариантных категорий (получивших различную интерпретацию), приверженцы различных школ не могли бы понять друг друга, дискуссии между ними оказались бы бессмысленны, и никакой прогресс психологии не был бы возможен. Каждая школа оказалась бы замкнутой системой, и психологии как единой науки вообще не существовало бы. Между тем, вопреки неоднократным предупреждениям об ее распаде, психология продолжала наращивать свой эвристический потенциал. И дальнейшее развитие шло в направлении взаимодействия школ.

Бихевиоризм. Направление, которое возникло как спланированное нападение, как война против структурализма и функционализма. Его основатель – Джон Уотсон – не хотел никаких модификаций, никаких компромиссов. Он призывал психологов заниматься только наблюдаемым поведением, которое объективно можно описать в терминах «стимул – реакция». Он считал, что термины, касающиеся процесса мышления («разум», «образ», «сознание») для науки о поведении потеряли всякий смысл. «Сознание – это не более чем научное допущение, столь недоступное для опытной проверки, как старое понятие «души»».

Уотсон начал развивать идеи, которые соответствовали «духу времени». Он требовал большей объективности в психологии. И это своими корнями уходит еще к времени, когда господствовал «дух механицизма» и философия того времени, которая пыталась свести функционирование организма человека к простым механическим представлениям. Бихевиоризм как наука о поведении также рассматривал людей как некие машины. Основные научные силы, которыми подкреплял Уотсон свою систему психологии: развитие зоопсихологии (исследования Ж.Лебе, Э.Торндайка, И.П.Павлова) и влияние идей функционализма, в частности отражение идей в прикладных моментах.

Джон Уотсон – основатель направления («Поведение: введение в сравнительную психологию») в своей книге он призывал признать зоопсихологию и ее преимущества (в плане использования в качестве подопытных животных). Его поддерживали в его начинаниях многие молодые аспиранты и студенты. Они ратовали за то, что из психологии уйдут философские мысли и мифы и она приобретет более практическое значение. Сам Уотсон в то время занимался прикладной психологией: он был консультантом по персоналу в крупной страховой компании и занимался психологией рекламы.

Поведение потребителя он также рассматривал как поведение машин. Считал. Что его можно предсказывать и контролировать. Вот что он писал: перед потребителем «необходимо поставить безусловный или условный эмоциональный стимул,.. сказать ему что-то такое что скует его страхом или вызовет легкое раздражение, или вызовет приступ нежности и любви, или коснется глубоко запрятанных психологических или житейских потребностей».

Он настаивал, что в рекламном сообщении важно не столько содержание, сколько форма и стиль. Должное впечатление можно произвести новым дизайном или образом. Цель рекламы – заставить потребителя почувствовать неудовлетворенность теми товарами, которыми он пользуется в настоящее время, и разбудить в нем желание обладать новыми.

Его следующая книга «Психология с точки зрения бихевиориста» уже утверждала, что методы и принципы, применяемые в зоопсихологии уместны и для изучения людей. Тем самым это было заложение основ новой психологической школы.

В своей книге «Бихевиоризм» он предложил программу оздоровления общества, а в «Психологическом воспитании ребенка» он описал систему воспитания ребенка, которая способствует формированию у ребенка устойчивых связей с окружающей средой. И прежде всего это было предписание выполнять строгие правила. Например, родителям запрещалось «обнимать и целовать ребенка» и пр. Уотсон был уверен, что только следуя этим рекомендациям, можно увидеть, как достаточно легко быть объективным и добрым по отношению к ребенку. Именно эта книга больше всего была воспринята американцами. Его собственные дети, и целое поколение других были воспитаны в духе подобных предписаний.

Методы бихевиоризма.

Психолог всегда должен ограничиваться данными естественных наук, т.е словами, поведением. И тогда это наблюдение с использованием и без использования приборов; методы тестирования; методы дословной записи и методы условных рефлексов. Первый – метод наблюдения – основа всех методов. По поводу метода дословной записи, многие ученые считали, что Уотсон предложил просто семантическую замену интроспекции.

Метод условных рефлексов подразумевал, что человеческое поведение можно изучить путем его разбиения на отдельные компоненты. И тогда это в определенном смысле продолжение атомистической и механистической традиций. Только если испытуемым Вундта приходилось одновременно и наблюдать, то своим испытуемым Уотсон отводил роль просто участника эксперимента. Т.О., испытуемые были понижены в статусе.

Предмет изучения бихевиоризма.

Первично: основные элементы поведения – мышечные движения или секреция желез.

Позже был введен термин «акт реакции», т.е. ответная реакция организма, и в него входили такие явления, как употребление пищи, написание книги. Если быть предельно точным, то акт реакции – это достижение определенного результата – воздействия на окружающую среду.

Утверждая, что бихевиоризм имеет дело со всем организмом, Уотсон выделял явные и неявные реакции. Последние можно изучать с помощью приборов.

Небывалую популярность Уотсону принесла развиваемая им идея о том, что из ребенка взрослый может сделать все, что угодно. Следовательно, утверждалась значимость воздействия воспитания и окружающей среды. Он утверждал, что на свет не рождаются дети с наследственными дарованиями. Их направляют родители или воспитатели, поощряя определенные виды поведения. Т.о., Уотсон, отошел от своей первоначальной концепции инстинктов, согласно которой он признавал именно за ними ведущую роль в поведении. Позже он утвердится в мысли, что, если поведение регулировалось бы только силами инстинктов, то его невозможно было бы модифицировать. Поведение, по Уотсону, зависит от обучения и тренировки, т.е. его можно фактически изменить.

Эмоции, по Уотсону, - это тоже реакция организма на специфические стимулы. И сознательно человек их не воспринимает. При каждой эмоции происходят определенные психологические изменения. И при этом, признавая отчасти наличие внутренних реакций, приоритет отдавал внешним. Эмоции - это форма неявного поведения, при котором ответные реакции проявляются в виде изменения цвета лица, потливости, учащенного сердцебиения. И тогда эмоции можно описать в терминах объективной реальности.

Среди сподвижников Уотсона по крестовому походу против сознания выделялись крупные экспериментаторы У.Хантер и К.Лешли.. Первый изобрел в 1914 году экспериментальную схему для изучения реакции, которую он назвал отсроченной. Обезьяне, например, давали возможность увидеть, в какой из двух ящиков положен банан. Затем между ней и ящиками ставили ширму, которую через несколько секунд убирали. Она успешно решала эту задачу, доказав, что уже животные способны к отсроченной, а не только непосредственной реакции на стимул.

Учеником Уотсона был Карл Лешли, работавший в Чикагском и Гарвардском университетах, а затем в лаборатории Иеркса по изучению приматов. Он, как и другие бихевиористы, считал, что сознание безостаточно сводится к телесной деятельности организма. Известные опыты Лешли по изучению мозговых механизмов поведения строились по следующей схеме: у животного вырабатывался какой-либо навык, а за тем удалялись различные части мозга с целью выяснить, зависит ли от них этот навык. В итоге Лешли пришел к выводу, что мозг функционирует как целое и его различные участки эквипотенциальны, т. е. равноценны, и потому с успехом могут заменять друг друга.

Всех бихевиористов объединяла убежденность в бесплодности понятия о сознании, в необходимости покончить с "ментализмом". Но единство перед общим противником – интроспективной концепцией – утрачивалось при решении конкретных научных проблем. И в экспериментальной работе, и на уровне теории в психологии совершались изменения, приведшие к трансформации бихевиоризма. Система идей Уотсона в 30-х годах уже не была более единственным вариантом бихевиоризма. Распад первоначальной бихевиористской программы говорил о слабости ее категориального "ядра". Категория действия, односторонне трактовавшаяся в этой программе, не могла успешно разрабатываться при редукции образа и мотива. Без них само действие утрачивало свою реальную плоть. Образ событий и ситуаций, на которые всегда ориентировано действие, оказался у Уотсона низведенным до уровня физических раздражителей. Фактор мотивации либо вообще отвергался, либо выступал в виде нескольких примитивных аффектов (типа страха), к которым Уотсон вынужден был обращаться, чтобы объяснить условно-рефлекторную регуляцию эмоционального поведения. Попытки включить категории образа, мотива и психосоциального отношения в исходную бихевиористскую программу привели к ее новому варианту – необихевиоризму.

Гештальт-психология появилась в Германии одновременно с бихевиоризмом в США, независимо друг от друга, но отталкиваясь от противодействия одним и тем же идеям. Главный момент критики нового направления – атомизм Вундта. Ценность психологии – это сознание, которое не надо разбивать на атомы. Они называли психологию Вундта психологией «кирпичей и раствора», подразумевая под первыми – элементы сознания, под вторыми – скрепляющие эти элементы ассоциации.

Основной тезис новой психологии звучал так: Целое не равно сумме его отдельных частей. Согласно позиции гештальтистов, наше восприятие – это нечто большее, чем видят наши глаза. Оно каким-то образом идет дальше.

Предшественниками направления являются: И.Кант, в работах которого были отражена идея целостности восприятия; Ф.Брентано, утверждавший, что психология должна изучать процесс сознания с помощью более непосредственных методов наблюдения возникающих переживаний; В.Джемс, считавший, что мы воспринимаем объекты как единое целое, а не в качестве набора ощущений; феноменологическое движение в немецкой философии и психологии, основой которого является призыв к непредвзятому наблюдению, при котором опыт не разбивается на отдельные элементы; исследования физика Эрнста Маха, в которых рассматривались проблема восприятия пространственных объектов (геометрических фигур) и временных пространств (музыкальных мелодий).; австрийский ученый – Кристиан Эренфельс, предположивший, что существуют качества, которые не могут быть объяснены простым комбинированием элементарных ощущений. И он назвал их качествами формы. А форма – это новый элемент, который создается нашим разумом. Важно упомянуть, что основатель гештальт-психологии – Макс Вертхеймер учился у него. А также «дух времени», для которого показательными в то время были физические исследования. Физика была признана как наука. И в ней в начале ХХ века стала использоваться новая концепция, основанная на идее существования силового поля.

В 1921 году Ветхеймер вместе с Коффкой, Келером и Гольдштейном основали журнал «Психологические исследования», который стал официальным печатным изданием новой школы гештальт-психологии. Но еще 11 годами ранее Ветхеймер потратил свой отпуск на то, чтобы выяснить, почему мы наблюдаем движение, когда оно на самом деле не происходит. Позже к нему присоединились Коффка и Келер, но уже исследования проходили в лабораторных условиях. Они выступали в роли испытуемых. Ими был открыт так называемый фи-финомен – это юллюзия перемещения с места на место двух поочередно включающихся источников света. Суть его сводится к следующему: восприятие движения возможно в отсутствие самого движения.

В своих экспериментах Ветхеймер также пришел к выводу, что восприятие структурируется. Элементы объединяются в фигуры на основе отношений к самим элементам несводящихся. Например, рисунок может восприниматься как три дорожки, 2 широких столбца, ограненных 2 линиями по бокам или только как шесть линий.

Коффка, который учился у К.Штумпфа, в 1922 году опубликовал статью под названием «Перцепция: введение в гештальт-теорию», которая содержала основы гештальт-психологии, в 1935 году он издал книгу «Принципы гештальт-психологии», которая оказалась очень трудна для чтения, в силу чего не смогла стать учебным руководством по гештальт-школе.

Третий представитель – Вольфганг Келер – наоборот своими книгами, своим языком смог донести до более широкой научной публики классические представления об основных аспектах гештальт-направления. Занимаясь физикой, он все больше убеждался в том, что физика и психология должны быть связаны между собой, т.к. гештальты (целостные формы или структуры) встречаются и там, и там. По приглашению Прусской Академии Наук он предпринял путешествие на Канарские острова, где он начал изучать поведение шимпанзе. Результатом экспедиции стала его книга «Интеллект человекообразных обезьян», в которой описаны опыты с реструктурированным перцептивным полем. На основании этих опытов он заговорил о существовании инсайта (озарение, проникновение в суть задачи)внезапного осознания или постижения (понимания) неизвестных ранее взаимосвязей.

Как научное направление, они бунтовали, действовали, по их словам, как миссионеры, распространяя новую веру. Объявляли старую психологию тюрьмой. Опыты по исследованию константности восприятия – качеству целостности или законченности перцептивного образа, которое не меняется даже при изменении сенсорных элементов – позволили им укрепить свои научные позиции. Его суть: образ остается неизменным, даже несмотря на то, что сенсорные данные, воспринимаемые органами чувств, изменяются. Даже если меняется константность яркости, размера, наше восприятие остается по-прежнему неизменным. И тогда, как и в первых опытах с кажущимся восприятием, было доказано, что перцептивный образ обладает качеством целостности или законченности, чем не обладают его отдельные составляющие. Воспринимаемый образ представляет собой целостное явление, т.е. гештальт.

Гештальт-принципы организации восприятия: принцип близости, непрерывности, сходмтва, замыкания, простоты, фигуры и фона. Эти принципы не зависят от высших мыслительных процессов или прошлого опыта. Они присутствуют в наблюдаемых объектах сами по себе. Однако Вертхеймер говорил, что на перцепцию влияют основные факторы самого организма: высшие мыслительные процессы и установка.

В более поздней научной деятельности Макс Вертхеймер занимался изучением продуктивного мышления человека. Он попытался применить принципы к вопросам творческого мышления людей. Он считал, что для успешного решения поставленной задачи ситуацию в целом должны хорошо себе представлять и ученик, и учитель. Если решение не спрятано от глаз, понимание в целом должно преобладать над пониманием отдельных частей. Он утверждал, что даже отдельные детали следует рассматривать в непосредственной связи с общей ситуацией, и что решение проблемы должно двигаться от общего к частному.

Гештальтисты критиковали бехивиористов: бессмысленно развивать психологию, исключив из рассмотрения сознание. Споры между этими двумя школами были иногда чрезмерно эмоциональными, что приводило к личным конфликтам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: