Лекция 8. Выделение психологии в самостоятельную науку. Развитие отраслей психологии

Научная психология строится как естественная наука. В науке XIX века решающее значение имеет естествознание. Оно достигло больших успехов в биологии, химии, физиологии, механике. В разных областях исследователи описывали психологические факты, которые не являлись предметом наук. В связи с этим и возникла насущная необходимость выделения психологических идей в самостоятельную область. Выделение шло все же под влиянием естествознания, которое выразилось в следующем:

1. Психология заимствовала методы исследования и эксперимент.

2. Использование накопленных внутри естествознания психологических фактов и теорий.

3. Эволюционная теория Ч.Дарвина и др.открытия конца XIX века способствовали изменению понимания психики и задач психологии как науки.

Свою лепту в разграничение психики и сознания внесли исследовнаия гипноза. Австрийский врач Франц Месмер в свой теории «животного магнетизма» объяснял свои гипнотические сеансы действием магнитных флюидов. Мистическая атмосфера происходящего (Месмер, закутанный в мантию, прикасающийся к больным стеклянной палочкой, совершающий пассы; чан с водой, расположенный посредине зала, с торчащими из него прутьями и наполненный осколками, камнями и др.) и сила внушения действительно способствовали излечению многих больных. Но на сегодняшний день известен эффект плацебо ( пустышки). Позже комиссии Академии наук все это осудили и полностью отвергли. Однако, много лет спустя ученые обратили внимание на обнаружившиеся в работах Месмера социально-психологические эффекты, связанные с межличностным взаимодействием больного и врача, в целебным влиянием группы. Но это начало исследоваться более полвека спустя.

В середине XIX века шотландский врач (хирург ) Брейд предложил вместо термина «животный магнетизм» термин «гипнотизм». В то время гипнотические явления вызывали огромный интерес психиатров. Шли целые дискуссии о значении и психологических механизмах гипноза. Победа осталась за точкой зрения Бернгейма, который утверждал, что гипнотическое состояние – это сужение сознания в результате концентрации внимания под воздействием внушения. Внушение в данном случае не является каким-либо специфическим феноменом. Оно проявляется в межличностных отношениях. А в формах суггестии приводит к некритическому усвоению определенных убеждений, суждений, чувств.

Хотя в науке к гипнозу относились скептически, в практике его применение было активным. Отечественные специалисты применяли его в психотерапевтической работе с неврозами, умственным недоразвитием, некоторыми соматическими заболеваниями.

Т.о., психика в гипнотическом состоянии обнажалась. Это инициировалось и контролировалось другим человеком. Т.е. психика выводилась за пределы индивида к другому индивиду. Все это также готовило психологию к выделению в самостоятельную науку.

В.Вундт (1832-1920) – в юношеские годы испытывал чувство одиночества, был мечтателем, и до 19 лет учебники и учение его не интересовали. Интеллектуальные интересы развились позже. Последовало обучение медицине, затем – погружение в изучение физиологии. В ходе занятий он постоянно задумывался о психологии как самостоятельной экспериментальной науке. Впервые свои идеи изложил в книге «К теории чувственного восприятия» (1858-1862). Это было описание собственного видения методов психологии, экспериментов, которые он ставил в плохо оборудованной домашней лаборатории.

В.Вундт ввел понятие «экспериментальная психология». Начинает читать курс лекций по физиологической психологии – «Основы физиологической психологии» (что является синонимом слову «экспериментальная»). В 1875 году он становится профессором философии в Лейбцигском университете. В 1879 году создает первую лабораторию. Спустя два года на ее базе был создан Институт экспериментальной психологии. В 1881 году начинает выпуск журнала «Философские учения», который позже переименует в «Психологические учения». В 1912 году впервые в России (в Москве) была создана копия лаборатории В.Вундта.

Т.о., создание лабораторий, выход специальных психологических журналов, образование психологических сообществ и ассоциаций ознаменовали факт выделения психологии в самостоятельную науку. Особую роль сыграло внедрение эксперимента, заимствованного из естествознании (прежде всего из физиологии органов чувств и нервной системы).

Также Вундт читал курс лекций «О душе человека и животных». Его университетские лекции – убедительные, поддерживающие интерес слушателя – собирали более 600 человек. Историки подсчитали, что школу Вундта прошли 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, 6 поляков, 3 русских и 2 француза. Именно от него пошло первое поколение психологов-экспериментаторов. Из русских там учились и работали Бехтерев и Челпанов.

Согласно его исследованиям, ощущение и восприятие – простейшие психические процессы, которые можно и необходимо изучать с помощью лабораторных исследований. Однако, к психическим процессам высшего порядка (речь, мышление, воля) эксперимент не применим. Они связаны с аспектами культурного воспитания, к ним необходимо применять неэкспериментальные методы, а культурно-исторические, т.е. опыт психологического истолкования мифа, религии, искусства и других явлений культуры.

Последние 20 лет жизни В.Вундт работал над 10-томным трудом «Психология народов», изучая различные стадии развития человеческих психических процессов, которые проявлялись в продуктах культуры – языке, искусстве, мифологии, морали, социальных устоях и т.п. Его исследования отчасти обусловили появление такой отрасли как социальная психология.

Именно это разделение породило версию о двух психологиях – экспериментальной (родственной естественным наукам) и психологии, интерпретирующей проявления человеческого духа. Это обосновал в своих работах Дильтей. Он разделил психологию на объяснительную и описательную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: