Роль философии в культуре

Роль философии в культуре определяется тем, что филосо­фия является рефлексией над основаниями культуры. «Фило­софия извлекает культурные смыслы из социально-историче­ского контекста, очищает их от исторической конкретики и превращает в чистые логические конструкции — понятия, из которых начинает конструировать возможные идеальные миры» (Волков М. Генезис науки).

Ответ на вопрос о роли философии в культуре тесно связан с определением сущности культуры. Культура выступает как си­стема разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение кото­рых делает человека человеком, обладающим языком, сознани­ем, искусством, наукой, религией, моралью, современной ин­дустрией и т. д. Культура передается от поколения к поколе­нию по принципу множества социальных эстафет и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт.

Главная задача философии и состоит в том, чтобы ре­шить проблему обоснованности ценностей. Она призвана объяс­нить, почему нужно отдать предпочтение одним ценностям пе­ред другими, задавая тем самым человеку четкие критерии вы­бора.

В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что «должно быть», а не того, «что есть». Вследствие этого философия выступает в важней­шей роли хранителя идеалов культуры как сферы свободной самореализации личности. Философия познает человека по­средством рефлексивного метода — через осмысление получен­ных в процессе личного опыта данных о свободе, ответствен­ности, ценностях и условий, в которых они сложились. Такой подход не «овеществляет» человека, превращая его в объект, и не ставит существование человека как человека под угрозу.

Философия соотносит все формы, в которых мир дан человеческому сознанию,— объективный мир научного исследования, присущий искусству образно-символический способ освоения мира, морально-регулятивные принципы и нормы, способы мистического познания.

Философия как «критическая наука об общеобязательных ценностях» (определение принадлежит немецкому филосо­фу-неокантианцу В. Виндельбанду) в качестве объекта своего исследования имеет обладающие абсолютным значением оценки, «хотя бы они фактически не пользовались признани­ем или даже никем не признавались». Философия выявляет принципы нормативного сознания как абсолютного мерила логической, этической и эстетической оценки, т. е., обознача­ет высшие точки культурного развития или основания куль­туры.

В то же время, как отмечал А. Швейцер, философия долж­на не только исследовать нормативное сознание, но и нести культурные ценности в качестве действенных идей в обще­ственное мнение.

По мнению А. Швейцера, именно этические ценности задают ориентиры всем сферам человеческой деятельности, культура носит этический харак­тер, отсюда вытекает роль философии как «стража культуры». Этот «страж» должен своевременно предупреждать людей о кризисе этических ценностей, способных породить культур­но-творческую деятельность: философия «должна была бы вну­шить людям, что им надлежит бороться за идеалы, на которых зиждется культура. Она должна была бы попытаться обосно­вать эти идеалы сами по себе, в их внутренней истинности... и поддержать их жизнеспособность».

По образному выражению К. Маркса, фи­лософия должна не просто объяснять мир, а быть средством его изменения, причем к лучшему.

Таким образом, философия — сложное явление духовной жизни челове­чества, позволяющее ему наиболее адекватно осознать себя и обосновать все сферы жизни и деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: