Тема 2. Античная философия

Термин «античная философия» объединяет в себе филосо­фию древних греков и древних римлян, зародившуюся в VI в. до н. э. и просуществовавшую до VI в. н.э. (до закрытия импе­ратором Юстинианом в 529 г. последней греческой философ­ской школы — платоновской Академии).

При всем разнообразии как отдельных периодов в развитии античной философии, так и школ, направлений в рамках этих периодов мы можем говорить о некотором сущностном единстве античной философии как определенном историческом способе философствования. Черты, объединяющие школы и направления античной философии:

1. Космоцентризм. Основу античной философии составляет принцип, согласно которому бытие в конечном счете представляет собой единство, несмотря на множествен­ность существующих вещей, является исходным принципом эл­линского мышления, и именно он приводит ее к понятию кос­моса как гармонической взаимосвязи существующих вещей. Этого принципа необходимого единства не может избежать даже платоновский Демиург. Предмет античной филосо­фии — это познание космоса, природы в ее структурности, в том числе и человека как его неотъемлемой части, при этом с самых начал греческой философии природа — предмет мысли, а не сила, тяготеющая над умом.

2. Преодоление мифа. Возникновение античной философии (как и вся­кой философии вообще) связано с преодолением мифологии как формы родового сознания. Древнегреческая мифология как мировоззренческая форма родового общества проходит сложный путь от образа ритуального действия и мышления через устные сказания и предания до гомеровского эпоса и гесиодовской «Теогонии». Греческие мифы — продукты эпической поэзии — отразили в яркой символической форме как эпохальные социальные изменения, такие как переход от матриархата к патриар­хату, от полигамии к моногамии, так и память о родстве, необ­ходимом единстве человека и природы. Эра антропоморфных олимпийских богов символизирует гармонизацию космоса. Это определило художественное понимание космоса в античной фи­лософии как симметрии, гармонии, меры, красоты, ритма.

3. Объективизм. Прасимволом античной культуры, по выражению Шпенглера, является отдельное материальное тело. «Античная Вселенная, космос, хорошо упорядоченное множество всех близ­ких и вполне обозримых вещей замыкается телесным небосво­дом. Большего не существует. Наша потребность — мыслить за пределами этой оболочки новое «пространство» — полностью отсутствовала в античном мирочувствовании» (О. Шпенглер). Человек есть микрокосм, все космические силы и стихии проходят сквозь него и в нем во­площаются. В идее внутренней соотнесенности микрокосма и макрокосма, характерной для античной философии, доминирует направленность от Вселенной к человеку, т. е. эстетический ас­пект космологии. Основной метод философского познания — интеллектуальное созерцание целого как целого.

4. Пантеизм. Космос для нее абсолютен, божественен, а отдельные боги — лишь принципы действия разнообразных сторон космоса или приро­ды. Даже в развитых вариантах космогонических теорий ан­тичности боги не творят мир из ничего, а всего лишь придают ему форму, причем с согласия и при участии природной необ­ходимости.

Фило­софия возникает в Древней Греции как попытка разгадать тайну мифа, тайну его высшей объективности. Важным усло­вием, определившим своеобразие борьбы греческого логоса против мифа, явилось становление полисной формы общественной жизни. Как показал Ж. П. Вернан в своей работе «Происхождение древнегреческой мысли», становление полиса создавало предпосылку личной свободы человека, полную от­крытость всех проявлений общественной и духовной жизни, замену иерархических отношений господства и подчинения новым типом общественной связи, основанным на симметрии и взаимности отношений между «подобными» или «равными» гражданами, отказ от жестких традиционных норм поведения индивидуума, становление рационально-философского образа мышления.

Тематику всей античной философии составляют проблемы соотношения бытия и небытия, идеи и материи, единого и многого, общего и единичного, ума и души, души и тела. В рамках античной филосо­фии существовало многообразие философских школ и на­правлений, оппозиций, изменений в понимании объекта и за­дач философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: