Сложность

Сложность организации – это мера количества и разнообразия существующих в ней подсистем.

Организация обладает этой характеристикой постольку, поскольку:

а) она – совокупность людей;

в) она преследует в своей деятельности не одну, а множество целей.

Сложность имеет два измерения – количество элементов и их разнообразие. Иными словами, организация может включать в себя множество однородных и одинаково построенных подразделений, а может включать относительно немного, но разных по содержанию деятельности и способам управления.

Вертикально сложные организации («пирамиды») чаще всего представлены в отраслях с длинными технологическими цепочками – добывающей, тяжелом и энергетическом машиностроении, металлургии. Вертикально сложными также являются идеологические организации (церковь, например) или организации, выполняющие важные государственно-социальные задачи, – армия, правоохранительные структуры, министерства, хотя в этом случае подразделения, находящиеся на этих многочисленных уровнях, отличаются относительной содержательной однородностью (пример на рисунке)

В вертикально простых – «плоских» или горизонтальных – организациях немного уровней иерархии и разнообразие элементов также невелико. Как правило, вертикальная простота характерна для небольших по размеру организаций, но можно привести примеры больших, вертикально простых организаций, таких как школа.

Характерные примеры горизонтально сложных организаций с относительно однородными элементами – крупный инженерный вуз с большим числом факультетов и кафедр, торговая сеть (типа «Перекресток»).

К горизонтально сложным организациям по обоим измерениям можно отнести, скажем, IBM или Microsoft, которые имеют в своем составе множество исследовательских, производственных и торгово-маркетинговых подразделений; большой медицинский центр с научными и клиническими подразделениями, крупный университет с большим числом разнопрофильных факультетов (гуманитарными, инженерными, медицинским, естественным и т.д.), издательством, бизнес-парком и научными отделами.

Пространственная сложность связана с количеством регионов (точек), где расположены подразделения организации – пространственное многообразие. К таким организациям можно отнести, например Сбербанк России, имеющий отделения почти в каждом городе страны, некоторые вузы, открывшие представительства и филиалы во множестве населенных пунктов, транснациональные корпорации (такие как McDonalds, Coca-Cola или General Motors), предприятия которых представлены в десятках стран мира.

Следует сказать, что сложность – характеристика относительная. Судить о сложности конкретной организации мы можем только, сравнивая ее с другими, причем по каждому виду отдельно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: