Централизация

Эта характеристика отражает степень сосредоточения власти на тех или иных уровнях организационной иерархии. В высокоцентрализованных организациях большинство решений принимается на верхних уровнях. Вдецентрализованных организациях ответственность за важные решения делегируется на низшие уровни.

Оценить степень централизации конкретной организации можно по следующим параметрам:

- количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях иерархии.Чем больше решений принимают нижестоящие руководители, тем выше степень децентрализации, и наоборот.

- важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. В децентрализованной организации руководители низших уровней могут принимать важные решения, связанные с относительно большими затратами, сменой направления деятельности, изменениями в системе и структуре управления, новыми продуктами и услугами и т.д.

- последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. Если руководители нижестоящих уровней могут принимать решения, затрагивающие более чем одну функциональную сферу организации (кадры, маркетинг, производство, исследования), то организацию можно считать боле децентрализованной, чем те, в которых этого нет.

- качество и частота контроля за работой подчиненных. В децентрализованной организации высшие руководители относительно редко проверяют текущую деятельность и решения своих подчиненных; они априори предполагают, что те работают нормально и принимают правильные решения. Оценка их действий делается на основании полученных результатов и достижения поставленных целей.

Нельзя однозначно сказать, что лучше – централизация или децентрализация: и та и другая имеют свои недостатки и преимущества.

Преимущества централизации

1. Централизация позволяет уменьшить количество и масштабы ошибок, совершаемых менее опытными руководителями, а также в целом улучшает контроль и координацию работ.

2. Централизация позволяет избежать неравномерности развития

одних подразделений организации за счет других или организации в

целом.

3. Централизация позволяет более эффективно использовать опыт и знания персонала «центральных» подразделений организации (бухгалтерии, маркетингового отдела, хозяйственного или информационного отдела и т.д.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: