Возрастание ригидности – еще одна «генетическая» патология организации.
Чем дольше существует организация, тем более «стройной», стабильной и четкой выглядит и система управления, и культура, и правила. Здесь-то и кроется опасность – самоуспокоение, «почивание на лаврах», возникновение ощущения неуязвимости и т.д. И, как следствие – потеря способности реагировать на изменения в спросе, покупательских предпочтениях, рыночной ситуации вообще.
История менеджмента полна примеров того, как мощные и, казалось бы, неуязвимые компании проигрывали молодым и динамичным фирмам (классический пример – IBM). Знание этой патологии позволяет менеджерам своевременно использовать соответствующие «лекарства» – включать механизмы обновления, реструктуризации, изменения стратегий.
Информационная асимметрия.
Суть информационной асимметрии в том, что разные члены, уровни и подразделения организации, обладая разными информационными источниками, разным доступом к информации и разными способностями ее обрабатывать, могут провоцировать (зачастую не осознавая это) возникновение определенных дисфункций.
Например, отдел или человек, обладающий эксклюзивным доступом к определенным источникам информации (Интернет, руководитель, специальное издание и т.д.), может стремиться монополизировать информацию и использовать ее в своих целях, которые, в свою очередь, могут сильно расходиться с общеорганизационными.
Асимметрия, таким образом, подталкивает членов организации к тому, чтобы улучшить свое положение за счет других. «Лекарствами» от вредных проявлений информационной асимметрии служат такие меры, как информационная открытость, установление обоснованных правил и процедур доступа к информации, налаживание адекватных информационных каналов.