I. Выхаживание
Организации еще нет физически, но есть бизнес-идея и энтузиазм основателя или основателей. Происходят обсуждения, прорабатывается миссия, оценивается рынок. У предпринимателя есть ориентация на продукт, но пока слабо представима потребность рынка в этом продукте. Эту стадию можно считать завершенной и организация перейдет на следующую стадию, если предприниматель поверил в идею, готов взять на себя риск нового дела и может найти финансовую поддержку.
II. Младенчество
В организации гибкая, но нечеткая структура, маленький бюджет, слаба система правил и процедур ведения дела. Персонификация персонала. Слабая субординация, иерархия слабо выражена. Каждое решение – новое, создающее прецеденты. Управление происходит рефлекторно– от кризиса к кризису. Стратегия компании определяется
в большей степени внешними воздействиями (рынком, клиентами и т.д.). Условия выживания на этой стадии и перехода к следующей:
- стабилизация денежных поступлений;
- преданность идее построения устойчивой организации.
III. Детство
Эту стадию называют еще стадией быстрого роста или стадией «давай-давай» (go-go). Это стадия, когда забываются трудности и создается впечатление о безоблачности дальнейшего пути.
Появляется склонность к неоправданной диверсификации и «влезании» в новые сферы бизнеса.
Появляется формальная оргструктура, но нет пока строгих должностных обязанностей, развито совмещение и пересечение функций. Предприниматель (основатель, владелец) пытается делегировать полномочия, но опасается потерять контроль над делом и сотрудниками.
Организация действует методом проб и ошибок, не может предвидеть изменения во внешней среде, что приводит к потерям и кризисам. Главное условие избежания краха на данной стадии: создание профессиональной административной подсистемы.