Цена – это денежное выражение соотношения общественной полезности товара и общественных затрат на его производство

Социально-экономическое содержание цены проявляется в ее функциях:

- учетно-контрольная — с помощью цен измеряется себестоимость продукции, объем производства предприятия, фирмы, результаты деятельности национальной экономики (ВВП, ВНД и т.д.);

- распределительная — с помощью цен происходит распределение ресурсов и доходов между субъектами хозяйствования;

- стимулирующая — цена должна стимулировать улучшение качества и ассортимента продукции, наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное формирование спроса и т.п.;

- уравновешивающая — цене объективно присуща роль регулирования (уравновешивания) соотношения спроса и предложения;

- информационная — в цене содержится информация о конъюнктуре рынка, о рыночных ценах, ориентирующая действия покупателей и продавцовна рынке.

Выполнение этих функций требует, чтобы ценам было обеспечено свободное движение, т.е. их свободное формирование под влиянием спроса и предложения. Поэтому переход к рыночному механизму хозяйствования, где спрос определяет через уровень цен размеры производства, объективно требует отказа от административных (прямых) методов ценообразования и реформирования всей системы цен.

Все цены можно свести к следующим основным видам:

- государственные, которые устанавливаются на продукцию предприятий - монополистов, базовые ресурсы, социально значимые товары. Они могут быть фиксированными, т.е. твердо устанавливаемыми правительством, и регулируемыми, т.е. учитывающими изменения экономической конъюнктуры;

- свободные рыночные, или договорные цены. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, т.е. учитывают только спрос и предложение на данный товар, без ограничения со стороны государства.

- мировые цены, которые используются в международной торговле и рассчитываются в свободно конвертируемой валюте. Мировой ценой считается цена, по которой совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Она может отклоняться от базисной цены (отражая динамику цен на данный товар за ряд лет) под влиянием условий транспортировки и объема покупки данного товара.

Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса

Спрос, англ. demand (D) — это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители хотят и могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах.

И практические наблюдения и тщательные научные исследования показывают, что количество товаров, которые люди покупают, зависит от их цен. Чем выше цена товара, тем, при прочих равных условиях, меньшее его количество захотят купить потребители. И наоборот, чем ниже цена, тем большее количество будет куплено.

 
 

Данная зависимость может быть представлена графически (рис. 5.1).

Кривая спроса (demand curve) – кривая, показывающая какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Кривая имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей приобрести большее количество товара при меньшей цене

Движение вдоль кривой спроса показывает изменение величины спроса в зависимости от изменения цены и отражает действие закона спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: