Сущность, функции и система цен

РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МИКРОЭКОНОМИКИ

Понятие и основные элементы механизма функционирования рынка

Современная экономика — это многочисленные постоянные потоки товаров и услуг, перемещающиеся навстречу друг другу из самых отдаленных точек национальных хозяйств и мирового сообщества. И только рынок соединяет производителей этих товаров и услуг, которые общаются на языке цен и решают три основных вопроса экономического развития: «Что производить? Как производить? Для кого производить?». Системарынков обладает определенным внутренним порядком, подчиняется сложившимся закономерностям и способна саморегулироваться, благодаря действию механизма функционирования рынка.

Его можно определить как механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установлении цен, объема и структуры производства, предложения и спроса.

Основными элементами механизма функционирования рынка являются:

цена, англ. price (P) — количество денег, уплачиваемое за единицу товара;

спрос, англ. demand (D) — представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители хотят и могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах;

предложение, англ. supply (S) — количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене или может быть доставлено на рынок;

конкуренция, лат. concurrentia — соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли, за получение заказа или достижение других целей и выгоды или между потребителями за покупку товара, получение услуги при выгодных ценах.

Все элементы рыночного механизма взаимосвязаны, находятся в единой системе. Спрос определяется предложением, объем предложения зависит от величины спроса. При этом и величина спроса и предложения зависят от уровня цен. В свою очередь конкуренция оказывает влияние на цену, спрос и предложение.

П. Самуэльсон в шестнадцатом издании «Экономики» проводит сравнение рынков с погодой: «Рынки очень изменчивы, непредсказуемы, подвержены частым периодам «штормов и затишья» и представляют собой удивительное явление. Их сходство с погодой подтверждается результатами тщательного изучения их природы, которые свидетельствуют о наличии определенных сил и закономерностей, лежащих в основе повседневных и на первый взгляд совершенно произвольных «движений» рынка».

Важнейшим инструментом для понимания причин изменения цен и результатов деятельности отдельных рынком является анализ спроса и предложения.

Сущность, функции и система цен

В экономической науке сложились два диаметрально противоположных подхода по определению сущности и размера цены товара. Первый представлен классической концепцией ценообразования, базирующийся на трудовой теории стоимости, согласно которой каждый товар имеет «стоимость» и «цену». Стоимость — это воплощенные в товаре общественно необходимые затраты труда на его производство, т.е. затраты, соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. Денежное же выражение стоимости единицы товара представляет собой его цену, т.е. стоимость есть объективная основа цены. Вместе с тем, рыночная цена отдельного товара под воздействием объективных и субъективных причин может отклоняться от его стоимости.

В противовес данной концепции представители теории предельной полезности (К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас и др.) считали, что ценность (стоимость) товара не может быть объективно присуща ему, а является субъективной категорией, поскольку каждый товар имеет ценность лишь для его покупателя. Поэтому рыночная цена зависит не от затрат производителя, а от оценки предельной, т.е. наименьшей полезности последней единицы потребленного блага. В этом случае цена освобождается от стоимости и становится самостоятельной (внестоимостной), величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Следовательно, ценность товара, вещи зависит от полезности этого блага для потребителя.

Стремясь соединить эти две теории, представители неоклассического направления экономической науки (А. Маршалл и др.) рассматривали стоимость с позиции двух основных сторон рынка — спроса (полезности) и предложения (издержек производства, т.е. стоимости), взаимодействие которых проявляется в цене данного товара.

Современная экономическая теория пытается синтезировать эти фундаментальные подходы к ценообразованию, совместив в цене «объективность» (стоимость) и «субъективность» (полезность) товара. Поэтому цена определяется как денежное выражение соотношения общественной полезности товара и общественных затрат на его производство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: