Для работы на выставках отбирают персонал, обладающий следующими качествами:
— умение общаться с людьми;
— знание продукции фирмы, ее истории, направлений деятельности;
— желание общаться с людьми;
— выносливость;
— привлекательная внешность.
Организация работы на выставке включает:
— составление расписания работы персонала;
— инструктаж персонала;
— закрепление экспонатов за сотрудниками;
— завоз и вывоз оборудования;
— организация переговоров или заключения договоров, продажи продукции;
— организация учета посетителей стенда, интересующихся продукцией и услугами фирмы.
Желательно, чтобы руководитель присутствовал у стенда во время работы выставки. Если это невозможно, то на стенде должно быть расписание, в какие дни и в какие часы кто из руководителей будет у стенда. Обычно заранее становится известно, что выставку посетят высокопоставленные гости, иностранные делегации, представители прессы и телевидения (об этом можно узнать в оргкомитете выставки). В такие дни присутствие руководителя у стенда может способствовать заключению выгодных контрактов, освещению деятельности фирмы в прессе.
Желательно, чтобы во время выставки на стенде постоянно присутствовал специалист, ответственный за проведение выставок, который фиксировал бы все замечания и пожелания для учета при подготовке следующей выставки. Обычно за этим человеком закрепляют также связь с прессой, для чего предварительно необходимо подготовить пресс-релиз.
Во время работы желательно, чтобы каждый стендист находился на отведенном ему по расписанию месте и соблюдал следующие правила:
— лицо стендиста выражало постоянную заинтересованность и готовность вступить в разговор;
— он должен уметь помочь посетителю начать разговор фразами типа: «Я могу Вам помочь ознакомиться с нашими предложениями?», «Что Вас заинтересовало на нашем стенде?», «Какой аспект деятельности Вас интересует?» и т. д.;
— дать пояснения о продукции и услугах фирмы исходя из степени подготовленности посетителя;
— должен быть одет не только строго и красиво, но и удобно.
Нежелательны разговоры стендистов у стенда между собой, употребление пищи и напитков на глазах у посетителей, жевательная резинка, развязное поведение.
Работа после окончания выставки включает:
— регистрация посетителей, покупателей, интересующихся услугами в результате посещения выставки;
— подведение итогов выставки (затрат, дохода);
— разбор допущенных ошибок при планировании выставки и стенда;
— анализ оригинальных решений (своих, а также увиденных на стендах других фирм).
Итоги выставки можно условно разделить на две группы:
— организационные;
— коммерческие.
При подведении организационных итогов большую помощь может оказать журнал, который велся во время подготовки и работы выставки, а также ответы на вопросы всех участвующих в подготовке и проведении выставки:
— удачно ли было выбрано место для стенда?
— была ли удачной планировка стенда?
— соответствовала ли площадь стенда количеству экспонатов и поставленным задачам?
— какие неудобства были во время работы?
— что необходимо было заказать в оргкомитете среди дополнительных услуг и оборудования?
— без каких услуг и оборудования можно было бы обойтись?
Коммерческие итоги можно проанализировать, подсчитав количество заключенных договоров, а если такие цели на данной выставке не ставились, то по количеству посетителей и их категориям (праздные любопытствующие, школьники вряд ли служат показателем успеха), по проявленному интересу к тому или другому направлению деятельности.
Если все же конечная цель — продажа продукции, то косвенным показателем может служить количество распространенных прайс-листов, информационных и рекламных материалов. Однако следует помнить, что срок действия этой рекламы может растянуться на несколько месяцев. Еще раз подчеркнем, что при любом контакте с покупателем желательно интересоваться, откуда он почерпнул информацию о фирме и ее товарах и услугах. Учет такого рода информации поможет выявить наиболее эффективные формы рекламы, подсчитать эффективность того или иного мероприятия.
Семинары и презентации являются средством рекламы в деловых кругах. Они используются для рекламирования нового туристского предложения среди представителей фирм, для распространения информации о фирмах, организующих эти мероприятия, для повышения их престижа. На эти мероприятия обычно приглашаются представители фирм и транспортных организаций, журналисты по вопросам туризма, представители общественных организаций.
Семинар — организованная встреча определенной группы людей, связанных с данной фирмой определенными отношениями. Это могут быть пользователи услуг, оптовые.покупатели, партнеры и т. д. Специально для семинара составляется программа, которая преследует определенные цели — ознакомление участников семинара с успехами фирмы, новыми турами, обучение агентов.
Презентация в отличие от семинара носит, как правило, более развлекательный характер. В программу презентации обычно входят небольшая торжественная часть, которая состоит из не очень длинных речей нескольких приглашенных гостей и руководителей фирмы, и культурная программа, которая может состоять из концерта, различных лотерей и небольшого банкета. Необходимо составить план подготовки презентации: аренда зала, подготовка рекламных материалов, оформление зала, приглашение артистов, рассылка приглашений, заказ и организация банкета.
Презентация — это довольно большие финансовые затраты, поэтому следует заранее определить финансовые возможности. Для благоприятного мнения о презентации всего должно быть достаточно: и артистов, и закусок с напитками, и именитых гостей. Если фирма не в состоянии это обеспечить, лучше отложить данное мероприятие до будущих времен и провести прямую почтовую рассылку.