Спрос: определение, закон, функция, кривая, факторы

Микроэкономика изучает функционирование рынка отдельного товара исходя из анализа таких его характеристик, как спрос, предложение, цена.

Под спросом понимается количество товара, которое потребители хотят и могут приобрести за ту или иную цену в определенный период времени. Под спросом понимается платежеспособный спрос, т.е. обеспеченный деньгами. Различают индивидуальный, рыночный и совокупный типы спроса. Индивидуальный спрос отражает потребности отдельного покупателя. Рыночный спрос определяется суммированием объемов спроса каждого потребителя. Совокупный спрос выражает платежеспособную потребность общества в целом, т.е. государства, фирм, населения.

Спрос потребителей зависит, прежде всего, от цены товара. Раскроем связь между ценой товара Х и спросом на него на условном примере, используя данные таблицы 2.

Таблица 2.

Шкала спроса на товар Х

Объем спроса (количество товара, на которое предъявляется спрос со стороны покупателей), тыс. шт. Цена за единицу товара Х, руб.
   
   
   
   
   
   
   

На основе шкалы спроса на товар Х построим кривую спроса (рис. 4). По горизонтальной оси отложим количество товара Х (Q), а по вертикальной оси – цену за единицу товара Х (Р).

 
 


Анализ шкалы спроса (таблица 2) и графика спроса (рис. 4) свидетельствует об обратной связи между ценой и объемом спроса. Эта обратная связь называется законом спроса, который гласит: если цена на товар растет (при прочих равных условиях), то объем спроса уменьшается и наоборот.

Функциональная связь объема спроса и цены товара выражается как QD = f (P), где

QD - объем спроса;

Р – цена за единицу товара.

В микроэкономическом анализе принято различать понятие «объем спроса» и «спрос», «движение точки по кривой спроса» и «движение кривой спроса».

Объем спроса QD выражается графически точкой на кривой спроса, а его изменение – движением этой же точки по кривой D под влиянием изменения цены товара (рис. 4).

Спрос выражается кривой D, а его изменение отображается движением самой кривой под влиянием неценовых факторов, т.е. факторов, не связанных с изменением цены данного товара. Под влиянием неценовых факторов спрос может увеличиться и кривая спроса из положения D0 D0 переместится вправо вверх в положение D1 D1. Если спрос уменьшится, то кривая спроса из положения D0 D0 переместится влево вниз в положение D2 D2 (рис. 5).

 
 


Рис. 5. Изменение спроса под влиянием неценовых факторов.

К неценовым факторам, влияющим на спрос относятся:

Потребительские вкусы и предпочтения,

Число покупателей,

Доход покупателей,

Цены на заменяющие (субституты) и дополняющие (сублементы) товары,

Ожидания покупателей,

Реклама.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: