Микроэкономика изучает функционирование рынка отдельного товара исходя из анализа таких его характеристик, как спрос, предложение, цена.
Под спросом понимается количество товара, которое потребители хотят и могут приобрести за ту или иную цену в определенный период времени. Под спросом понимается платежеспособный спрос, т.е. обеспеченный деньгами. Различают индивидуальный, рыночный и совокупный типы спроса. Индивидуальный спрос отражает потребности отдельного покупателя. Рыночный спрос определяется суммированием объемов спроса каждого потребителя. Совокупный спрос выражает платежеспособную потребность общества в целом, т.е. государства, фирм, населения.
Спрос потребителей зависит, прежде всего, от цены товара. Раскроем связь между ценой товара Х и спросом на него на условном примере, используя данные таблицы 2.
Таблица 2.
Шкала спроса на товар Х
Объем спроса (количество товара, на которое предъявляется спрос со стороны покупателей), тыс. шт. | Цена за единицу товара Х, руб. |
На основе шкалы спроса на товар Х построим кривую спроса (рис. 4). По горизонтальной оси отложим количество товара Х (Q), а по вертикальной оси – цену за единицу товара Х (Р).
●
Анализ шкалы спроса (таблица 2) и графика спроса (рис. 4) свидетельствует об обратной связи между ценой и объемом спроса. Эта обратная связь называется законом спроса, который гласит: если цена на товар растет (при прочих равных условиях), то объем спроса уменьшается и наоборот.
Функциональная связь объема спроса и цены товара выражается как QD = f (P), где
QD - объем спроса;
Р – цена за единицу товара.
В микроэкономическом анализе принято различать понятие «объем спроса» и «спрос», «движение точки по кривой спроса» и «движение кривой спроса».
Объем спроса QD выражается графически точкой на кривой спроса, а его изменение – движением этой же точки по кривой D под влиянием изменения цены товара (рис. 4).
Спрос выражается кривой D, а его изменение отображается движением самой кривой под влиянием неценовых факторов, т.е. факторов, не связанных с изменением цены данного товара. Под влиянием неценовых факторов спрос может увеличиться и кривая спроса из положения D0 D0 переместится вправо вверх в положение D1 D1. Если спрос уменьшится, то кривая спроса из положения D0 D0 переместится влево вниз в положение D2 D2 (рис. 5).
Рис. 5. Изменение спроса под влиянием неценовых факторов.
К неценовым факторам, влияющим на спрос относятся:
Потребительские вкусы и предпочтения,
Число покупателей,
Доход покупателей,
Цены на заменяющие (субституты) и дополняющие (сублементы) товары,
Ожидания покупателей,
Реклама.