Основные черты рыночной экономики и ее достоинства

В современных условиях чистая рыночная экономика не существует. Но ее модель является первым приближением к реальной рыночной экономике и позволяет понять, как она функционирует.

Основные черты рыночной экономики таковы:

1. Рыночная экономика базируется на товарно-денежном обмене, в основе которого лежит общественное разделение труда, специализация. Это значит, что отдельные производители, предприятия создают продукцию не для собственного потребления, а для рынка, где происходит обмен одних видов продукции на другие с использованием денег, что превращает продукты в товары. Специализация позволяет совершенствовать технологию, повышать производительность труда и эффективность производства, а использование денег в качестве средства обращения упрощает и облегчает обмен.

2. Частная собственность. Основой рыночной экономики является частная собственность. Она означает, что материальные ресурсы находятся в собственности не государства, а частных лиц и частных организаций, которые распоряжаются ими по своему усмотрению и в собственных интересах. Институт частной собственности поддерживается правом наследования, когда собственник имеет право назначать наследников, передавать им свою собственность по завещанию.

Понятие собственности складывается из нескольких элементов (прав), а именно:

- права владения (фактического обладания);

- права пользования (извлечения выгоды);

- права распоряжения (продажи, дарения, сдачи в аренду и т.п.).

Все эти права в практике хозяйствования могут разделяться, обособляться и сочетаться в различных комбинациях в интересах более эффективного использования собственности.

3. Частный интерес. Частный интерес является главной движущей силой рыночной экономики. Каждая экономическая единица делает то, что выгодно ей самой. Предприниматели заинтересованы в получении максимальной прибыли. Владельцы экономических ресурсов (факторов производства) видят свою выгоду в получении высоких доходов от продаж ресурсов или сдачи их в аренду. Потребители, пользуясь правом выбора, стремятся приобрести на свой доход как можно больше товаров и услуг по самым низким ценам. Таким образом, частный (личный) интерес придает направленность, упорядоченность развитию всей экономики.

4. Свобода выбора. Тесную связь с частной собственностью имеет и свобода выбора. Она означает, что владельцы материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать или реализовать эти ресурсы по своему усмотрению. Она означает так же, что работники вправе заняться любым видом труда. Наконец, она означает, что потребители свободны в пределах своих денежных доходов покупать товары и услуги в том количестве, которое они считают наиболее подходящим для удовлетворения своих потребностей. В конечном счете, потребитель решает, что должна производить экономика, а поставщики ресурсов и производители товаров и услуг ориентируются на потребителя. В определенном смысле поставщики и производители не «свободны», поскольку производят лишь то, что нужно рынку, т.е. потребителям.

5. Конкуренция. Основой конкуренции служит свобода выбора, стимулирующая получение максимального денежного дохода и прибыли. Конкуренция в бизнесе – это соперничество за лучший результат, который выражается в более высоком качестве и более низких ценах товаров, для чего необходимо снижать издержки производства, обеспечивая тем самым конкурентоспособность и получение прибыли. Конкуренция заставляет производителя работать на потребителя, стимулирует научно-технический прогресс, рост эффективности производства.

Конкуренция в рыночной экономике представлена в двух формах:

- свободная (совершенная) конкуренция – наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов любого продукта или ресурса. В связи с этим ни одни из них не в силах повлиять на рыночную цену, при условии, что все товары и услуги, предлагаемые продавцами примерно одинаковы.

- несовершенная конкуренция – это рынок, где отсутствует хотя бы одно из условий чистой конкуренции. Это чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, при которых достигаются различные результаты по цене и объему производства с позиции интересов общества и потребителя.

6. Свободное рыночное ценообразования. В любой системе важнейшую роль играет ценовой механизм, который позволяет ей через ценовые колебания под воздействием платежеспособного спроса и предложения добиваться наиболее эффективного распределения и использования экономических ресурсов. Только он координирует и направляет развитие рыночной экономики, формируя действенные стимулы хозяйствования. При этом цена – это компромисс между продавцом и покупателем, причем взаимовыгодный. Такая цена стимулирует и производство и потребление. Проблема «что, сколько и для кого производить» в рыночной системе решается на основе ценовых сигналов и стимулов. В соответствии с ними ресурсы направляются в те отрасли, продукция которых при данном уровне цен имеет спрос и дает прибыль предпринимателям. Так рыночные цены оказывают решающее влияние на распределение поступающей на рынок продукции.

Указанные выше черты определяют и главные достоинства рыночной экономики: она динамична, гибко приспосабливается к изменяющимся условиям производства и требованиям научно-технического прогресса, работает на потребителя, на рост общественного благосостояния, на общественный и социальный прогресс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: