Спрос при изменении цены изменяется. Эта способность спроса называется ценовой эластичностью, которая отражает степень чувствительности покупателей к изменению цены. Практически важно знать, как изменится объем спроса на конкретный товар в результате изменения цены, увеличится или уменьшится выручка от реализации.
Степень эластичности спроса измеряется коэффициентом ценовой эластичности по формуле
Процентное изменение объема спроса ∆ Q%
ЕDр = =
Процентное изменение цены ∆ P%
По степени эластичности различают:
- спрос совершенно эластичный, когда при очень малом изменении цены или ее низменности спрос растет неограниченно, ЕDр = ¥ (D1 D1, рис. 9);
- спрос эластичный, когда изменение объема продаж опережает изменение цены, ЕDр > 1, (D2 D2, рис. 9);
- спрос единичной эластичности, когда изменения цены и объема продаж равновелики, ЕDр = 1, (D3 D3, рис. 9);
- спрос неэластичный, когда изменения цены и объема продаж равновелики, ЕDр < 1, (D4 D4, рис. 9);
- спрос совершенно неэластичный, когда любое изменение цены не отражается на объеме продаж, ЕDр = 0, (D5 D5, рис. 9).
|
|
На степень эластичности влияют такие факторы как:
1. Значимость товара для потребителя
2. Наличие заменителей данного товара
3. Удельный вес товара в доходе потребителя.
4. Фактор времени.