Позднее Средневековье

ê Роджер Бэкон (1214-1292 гг.) внес существенный вклад в развитие естествознания и философии позднего Средневеко­вья. Исходные принципы его философии состоят в том, чтобы преодолеть преграды в сознании людей.

По Р. Бэкону, существуют четыре величайших препятствия к постижению истины, которые не позволяют людям достичь под­линной мудрости: пример жалкого и недостойного авторитета, постоянство привычки, мнение несведущей толпы и прикры­тие собственного невежества показной мудростью. Ими опутан всякий человек и охвачено всякое состояние, ибо в жизни, на­уках и всяком занятии для одного и того же вывода пользуют­ся тремя наихудшими доводами: это передано нам от предков; это привычно; это общепринято, следовательно, этого должно придерживаться. От этой «смертоносной чумы» происходят все бедствия человеческого рода, поскольку остаются непознан­ными величайшие свидетельства мудрости и тайны всех наук и искусств. Люди, слепые от мрака этих четырех препятствий, по­грузившись в глубочайший мрак заблуждений, не ощущают соб­ственного невежества, но, напротив, полагают, что находятся в полном свете истины.

Отвергнув догмы, основанные на преклонении перед авторитетами и схоластическими умозрениями, он призывал к опыт­ному исследованию природы — к разработке оптики, механики и астрономии.

Целью всех наук он считал увеличение власти человека над природой. Схоластическим дедукциям он противопоставил метод познания, основанный на эксперименте и математике. В своем учении об опыте как основе познания Р. Бэкон разли­чал два вида опыта: внутренний — мистическое «озарение», объект которого — Бог, и внешний — чувственное знание, от­крывающее тайны природы. Р. Бэкон высказал немало смелых, опережающих свою эпоху научных и технических догадок, на­пример, о телескопе и даже летательных аппаратах. Но его учение было осуждено, а его самого отстранили от преподавания в Оксфордском университете, а затем заточили в монастырскую тюрьму, где он провел 14 лет, но и там умудрялся заниматься экспериментами.

ê Иоанн Дуне Скот (ок. 1265-1308 гг.) — выдающийся мыслитель Средневековья. Он развивал оригинальное учение, в ко­тором подверг критике воззрения Фомы Аквинского, Роджера Бэкона, сторонников Аверроэса и других средневековых мысли­телей. Для него главным был вопрос об отношении богословия к философии, веры к знанию. Иоанн Дуне Скот считал, что пред­мет богословия — Бог, а предмет философии — бытие.

Философия может постигать Бога не в качестве Бога, а лишь в качестве бытия. Однако и в этом смысле философское позна­ние Бога ограничено: человеческий ум постигает в бытии лишь то, что он может отвлечь от чувственных данных, поэтому у че­ловека не может быть понятия о нематериальных субстанциях, таких как Бог или ангелы.

Эти идеи были направлены против рационального знания о Боге. В бытии наличное существование может принадлежать лишь единичному бытию. В категории бытия последнее мыслит­ся как нечто запредельное и неопределенное — общее, но не в смысле особого вида реальности и не в логическом смысле понятия. Вслед за Ибн Синой он учил, что любая «природа» ни всеобща, ни единична.

В телесных вещах материя характеризуется изначальной не­определенностью. Лишь благодаря соединению с различными формами она способна принимать конкретные способы бытия, или модусы.

Душа, как считал мыслитель, едина, и ее отдельные способ­ности различны не сами по себе, а по различию предметов, на которые они направлены: способности, направленные на чув­ственные предметы, называются чувственными, направленные на умозрительные предметы, — мыслительными. Связь души с телом осуществляется посредством особой формы — формы телесности, которая отличается от самой души.

В учении о познании Скот подчеркивал активность позна­вательной деятельности: знание не есть ни чистая восприим­чивость, ни чистая активность — оно всегда складывается и из того, что идет от нас, и из того, что идет от познаваемого пред­мета.

Особенно велика зависимость от предмета при познании Бога, которое осуществляется в откровении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: