Некоторые типичные ошибки в словоупотреблении
№№
| Тип ошибки
| Пример
| Комментирование ошибки
|
1.
| Несоответствие значения слова контексту /непонимание смысла слов/
| А по праздникам дети знакомят родителей со своими способностями
| Знакомить – давать сведения о чем-н.; следует: демонстрируют родителям свои способности
|
2.
| Несоответствие стилистической принадлежности слова контексту /стилистический диссонанс, смешение стилей/
| Степные корабли еще не вышли из ремонта
| Степные корабли /высок./; следует: тракторы/
|
3.
| Смешение паронимов
| Моряк пробыл в ледовой воде больше часа.
| Ледовый в окружении.
Ледяная вода – очень холодная вода.
|
4.
| Тавтология/стечение однокоренных слов/
| Дирекция фирмы премировала Ахметова денежной премией
| Следует: премировала деньгами или наградила денежной премией.
|
5.
| Плеоназм/стечение разнокоренных слов с тождественным смыслом/
| Главными условиями успеха являются взаимная выручка и помощь.
| Выручка – в одном из значений: “помощь”.
|
6.
| Неудачное неологизирование
| Впереди у наших кроссменов много соревнований.
| Следовало бы употребить нормативное: спортсмены.
|
7.
| Непреднамеренное разрушение фразеологизмов
| Много лучшего желает качество лабораторных работ
| Разрушен фразеологизм “оставляет желать много лучшего”
|