Рецепт семейного счастья

Эпизод начинается видеороликом о новейших компьютерных технологиях 21 века длительностью 30 секунд. По окончанию ролика освещается авансцена, на ней сидят четыре девушки, которым не удалось построить семью. Они сидят на стульях, запрокинув головы наверх, и мечтают. На следующие речи девушек на экране идут кадры из мультфильмов «Золушка» - Принц надевает туфельку Золушке; «Спящая красавица» - Принц целует Красавицу, и она просыпается; «Русалочка», «Алладин», «Красавица и Чудовище» и. т. д.

Первая девушка. О чём мечтает женщина?

Конечно, о любви.

Любви до бесконечности,

До краешка судьбы.

Вторая девушка. О чём мечтает женщина?

Конечно, удивлять.

Сердца на веки вечные,

Мужские покорять.

Третья девушка. О чём ещё мечтает?

Витая в облаках.

Стихи чтоб посвящали,

Носили на руках.

Четвертая девушка. О ком мечтает женщина?

Конечно же, о нём.

Чтоб был он неизменчиво

Всю жизнь в неё влюблён.

Последний кадр на экране - Принц на белом коне - сменяется белым «Мерседесом» и модно одетым парнем за рулем.

Все девушки (друг другу). И жить долго и счастливо!

Первая девушка. И жили они долго и счастливо… А что же остается, когда сказка закончилась?

Звучит плавная и нежная музыка. На качелях появляется Любовь. Девушки поднимают головы и замирают.

Любовь. Способность мужчины на один красивый поступок еще не гарантирует того, что он не будет мотать вам нервы всю оставшуюся жизнь.

Все девушки. Так как же тогда прожить долго и счастливо?

Любовь (сходит с качелей). Давайте попробуем разобраться и вывести формулу семейного счастья.

Любовь подходит к экрану и пишет. На движения ее кисти на экране рукописью появляется надпись: Закон всемирного тяготения + Ваш общий труд = счастье в Ваших руках!

Надпись «Закон всемирного тяготения» начинает мигать.

Любовь. Главная сила природная –

Это закон тяготения;

Яблоко с дерева – вводная…

Плод неусыпного бдения,

Массы, квадрат расстояния –

Вот уж давно не сенсация –

Вверх тянет сила сознания,

Но посильней гравитация…

Первая девушка. С этим нам всем понятно. Но с общим трудом нет!

Надпись «Ваш общий труд» начинает мигать.

Вторая девушка. Что значит, ваш общий труд?

Любовь. Именно об этом и пойдет речь. Попытаемся разобраться во втором слагаемом – общий труд. Давайте спросим у зрителей, как они это понимают.

Любовь обращается к зрителям с этим вопросом. Из зрительного зала слышны выкрики: Быть верными, уважать, заботиться и т. д.

Любовь. Всё правильно. Сегодня у нас в гостях специалисты по вопросам брака и семьи. И они тоже хотят нам в этом помочь. Мы приглашаем на сцену писателя, психотерапевта и сексолога Дилю Еникееву.

Любовь садится на качели и поднимается наверх. Из зрительного зала выходит Диля Еникеева. Она здоровается со зрителями. Подходит к экрану и пишет. На экране рукописью появляется надпись: «Общий труд =». Знак «равно» увеличивается. После этого – «принимай таким, какой есть».

Диля Еникеева. Все самое главное происходит после того, как отгремел марш Мендельсона. Только в сказках на этом моменте все кончается: поженились - и жили долго и счастливо. На самом же деле сказки милосердны к своим читателям, а в жизни с этого момента только начинаются все трудности.

Вторая девушка. А как нам тогда не ошибиться в выборе спутника, если принца не существует?

Диля Еникеева. Если женщина хочет выйти замуж за успешного, красивого, сексуального и верного мужчину - ей придется выходить замуж 4 раза. (Все смеются). Эта шутливая присказка говорит чистую правду, потому что совместить столько позитивных качеств сложно. Так что женщине стоит определиться, что для нее приоритетнее.

Третья девушка. Я хочу выйти за богатого.

Диля Еникеева. Тогда нужно смириться с тем, что его не будет дома. Он будет женат на своей работе, а любимая женщина будет его второй женой - и с этим придется примириться.

Четвертая девушка. А я хочу, чтоб мой муж меня боготворил.

Диля Еникеева. В таком случае не требуй, чтобы он зарабатывал, как олигарх. Такой мужчина, скорее всего, будет получать весьма скромную зарплату, но будет молиться на свою любимую и считать ее богиней.

Девушки благодарят Дилю Еникееву за ценные советы и провожают в зал.

Музыкальные акценты. Свет немного приглушается. Звучит музыкальная тема селекционеров. Круг-платформа трансформируется в стол, который начинает медленно вращаться. На него падает свет. За столом сидят селекционеры.

Селекционеры. Мандариновое дерево. В мудром Китае – символ неугасающей страсти. Спелые огненные плоды придают отношениям молодость и страсть.

На эти слова выходит любящая пара. Пушка высвечивает их. В руках у них лейка. Их клумба загорается подсветками. Куст вырос еще больше. На нем появились маленькие плоды розоватого цвета. Все герои замирают и смотрят на них. Они поливают куст и поют.

Любящая девушка. Я такая, какая есть, я не буду другой,

Я такая, какая есть, я останусь такой.

Я наивна бываю, бываю - вредна,

Но, такая, как есть, я на свете одна.

Любящий парень. Я такой, какой есть, я умею любить.

И кто встретит, тот не сможет забыть.

Я умею ласкать, но умею и бить.

Я умею спасать и умею губить.

Любящая девушка. Я такая, как есть, я не стану иной.

Я немного поплачу у вас за спиной,

Вытру слёзы и мило в ответ улыбнусь.

И такой, как я есть, к вам опять повернусь.

Любящий парень. Я такой, какой есть, и похож я на страсть.

Строя жизнь, я себя успеваю ломать.

Я немного грущу, и немного смеюсь.

Я бесстрашен бываю, но я и боюсь.

Первая девушка (обращается к любящей паре). Ваш семейный союз становится таким крепким и долгим.

Любящая пара. А все потому, что мы берем пример с семейных дуэтов-долгожителей.

Все девушки. Расскажите нам о них.

Любящая пара. Филопос и Соссама Томас – пара из Индии, они прожили в браке более 86 лет! поженились по местным обычаям очень рано – жениху было всего 13, а невесте -12 лет. Сейчас у них 7 детей, 15 внуков и 19 правнуков.

Любовь. У нас есть для вас сюрприз. Нас ожидает телемост с Великобританией.

Любовь встает между любящей парой. Загорается экран. На экране старенькая пара.

Любовь. Поприветствуем супругов Перси и Флоренс Эрроусмис. Им 105 и 100 лет. Их брак занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Они состоят в браке уже в течение 80 лет. Сейчас у них трое детей, шесть внуков и девять правнуков. Вы можете задать им вопросы.

Перси и Флоренс здороваются со зрителями с помощью переводчиков.

Третья девушка. Вы счастливы в браке?

Флоренс. Я могу сказать, что мы счастливы быть до сих пор вместе. Самое главное – мы все еще любим друг друга.

Четвертая девушка. Каков секрет успешности вашего брака?

Перси. Мы не часто ссоримся. Мы никогда не ложимся в постель плохими друзьями. Если поругался – помирись, никогда не бойся попросить прощения.

Аплодисменты. Перси и Флоренс прощаются со зрителями.

Любящая пара. Ещё один брак, занесённый в Книгу рекордов, был заключен между Томасом и Элизабет Морган. Они поженились 4 мая 1804 года. И прожили в браке 81 год и 260 дней, до самой смерти Элизабет в 1891 году.

Любовь. Ещё одна семейный дуэт–долгожитель проживает в американском штате Кентукки. Внимание, они готовы тоже поделиться своим секретом.

На экране новые супруги.

Любовь. Рекорд поставлен Уильямом и Клаудией Лилиан Ритч, которые сочетались браком 12 апреля 1919 г. Сегодня Уильяму Ритч уже исполнилось 104 года, а его супруге Клаудии Лилиан – 98. У этой пары четверо детей, 9 внуков, 23 правнука и 18 праправнуков.

Все герои здороваются с Уильямом и Клаудией также с помощью переводчиков.

Первая девушка. Поведайте нам секрет рекордной продолжительности вашего брака.

Уильям. Я стремился заботиться о Клаудии, в этом заключалось главное.

Клаудия. Ещё один секрет долгой совместной жизни – желание и стремление заботиться о партнере, а не о себе. Наука счастья не сложна.

Уильям (Улыбаясь). И еще, за все долгие годы совместной жизни мы никогда не разлучались.

Все аплодируют им и прощаются с ними. Далее Любовь обращается к зрителям с вопросом, есть ли в зале семейные дуэты-долгожители. И начинается подобие аукциона: кто прожил в браке дольше. Реальные герои - победители выходят на сцену, им дарят мандариновое дерево в цветочном горшочке.

Любовь. Кто-то считает, что только знаменитости могут сходиться и расходиться с космической скоростью, и при этом успевать оформить свидетельство о браке. Но это далеко не так.

Любящая пара. Есть и обычные пары, брак которых длился даже не пару месяцев, а пару часов. В России самый короткий брак длился всего лишь 25 минут.

Любовь. В Нижнем Новгороде молодожены собирались возложить цветы к Вечному огню. И супруг нечаянно наступил на подол своей новоиспеченной жены.

Любящая пара. Невеста отвесила ему увесистую пощечину, после чего положила букет к Вечному огню. Ее муж, недолго думая, достал свидетельство о браке и кинул его в огонь. После этого они спокойно, без истерик, сели в разные машины и навсегда разъехались.

Вторая девушка. Поучительный пример, но стоит ли создавать семью на 25 минут?Давайте все-таки попробуем составить общую таблицу, зная формулу!

Надпись «Ваш общий труд» снова мигает.

Любовь. Нет, умения принимать супруга таким, какой он есть, недостаточно. Еще с одним рецептом хочет с нами поделиться семейный психолог Маргарита Барсукова.

Из зрительного зала выходит Маргарита Барсукова, здоровается со всеми. На экран возвращается надпись: «Ваш общий труд = принимай таким, какой есть + …». Маргарита Б. подходит к экрану и дописывает: «Распределение обязанностей».

Маргарита Барсукова. По подсчетам исследователей ежедневно женщина тратит 85 минут на всякого рода домашние хлопоты, в то время как мужчина уделяет тем же самым делам всего 55 минут своего времени.

Все девушки. Как же распределить обязанности правильно?

Маргарита Барсукова. Есть 6 основных моделей распределения семейных обязанностей. Внимание на экран! Модель «Домострой».

На экране маленький ролик – мужчина забивает гвозди, ремонтирует и мастерит. Женщина готовит, убирает и занимается детьми.

Маргарита Барсукова. Модель «Кормилец и хозяйка».

На экране – мужчина на заседании, деловых встречах. Женщина готовит, стирает, руководит домом: показывает, куда поставить новую мебель, что отремонтировать.

Маргарита Барсукова. Модель «Альфонс и тягловая лошадь».

На экране – мужчина лежит на диване за телевизором, женщина в офисе, убирает квартиру и занимается с детьми.

Маргарита Барсукова. Модель «Бизнес-леди и муж-домохозяйка».

На экране - мужчина приводит в порядок квартиру, нянчит детей, готовит пищу. Женщина на заседаниях и деловых встречах.

Маргарита Барсукова. Модель «Все поровну».

На экране – мужчина моет полы, женщина готовит пищу, мужчина выносит мусор, женщина делает с ребенком уроки.

Маргарита Барсукова. Модель «Каждому — свое».

На экране – мужчина и женщина целуются, затем мужчина с улыбкой на лице готовит, женщина, радуясь, гуляет с собакой. Мужчина с радостью моет посуду, женщина стирает.

Первая девушка. Я все поняла! Ссоры в семье начинаются, если один из супругов не вписывается в роль, уготованную ему другим!

Вторая девушка. И прежде чем решиться на совместную жизнь, нужно заранее обо всем договориться.

Свет немного приглушается. Круг-платформа трансформируется в стол, который начинает медленно вращаться. На него падает свет. За столом сидят селекционеры. Звучит музыкальная тема селекционеров.

Селекционеры. Юкка — дерево счастья. Настоящее дерево, которое отлично впишется в любой интерьер! Не позволит разрастаться семейным ссорам и скандалам.

Маргарита Барсукова. А кто из зрителей хочет попробовать разделить обязанности прямо здесь и сейчас?

Выбирается пара из зрительного зала. Они выходят на сцену. Представляются. Задание оказывается очень простым и юмористичным. Девушки выносят им листок со стихотворением, где написано, кому и что читать.

Маргарита Барсукова. В страдное время

Алёша и Тома

С хозяйством одни

Управляются дома.

В поле родители

Их не берут.

Работы хватает

Ребятам и тут:

«Тамара». В доме порядок

Поддерживать надо,

«Алексей». Вечером встретить

Корову из стада,

«Тамара». Для поросенка

Крапивы нарвать,

«Алексей». Гусей и овец

На подворье загнать,

Вместе. Вовремя кашу

Со сливками съесть…

Маргарита Барсукова. Дел у ребят

По хозяйству

Не счесть.

«Алексею и Тамаре» девушки выносят в подарок растение Юкка в цветочном горшочке, благодарят Маргариту Барсукову за ценные советы и провожают в зал.

На экран возвращается формула: «Закон всемирного тяготения + Ваш общий труд = счастье в Ваших руках!». Надпись «счастье в Ваших руках» мигает.

Вторая девушка. Ну, а что же такое счастье?

Любящая пара. Счастье для всех разное.

Любящая девушка. 40 % мужчин заявили, что счастливыми их делает секс. А 30 % с тем же энтузиазмом говорили о победе своей любимой спортивной команды.

Любящий парень. У 70 % женщин счастье связано с замужеством, а у 10 % - с потерей веса.

Звучит лейтмотив Любви. Она спускается с качелей. На экране крупными буквами формула: «Закон всемирного тяготения + Ваш общий труд = счастье в Ваших руках!».

Любовь. В чём счастье? Очень важно знать,

Что ты не одинок, а очень нужен

Тому, кому сумеешь до конца отдать

Своё тепло душевное, любовь и дружбу.

И слов пустых на ветер не бросать,

Чтоб над собою не пришлось смеяться.

Любить, добро творить и созидать,

Бороться и искать, найти и не сдаваться.

Затемнение.

Финал

На круговой платформе стоит большое красивое дерево с крупными яркими плодами. Платформа медленно вращается. Дерево и плоды оснащены подсветками. Дерево светится, цвета красиво переливаются.

Девушки. Ну, теперь, зная все формулы, мы точно сможем составить единую таблицу.

На экране – пустая таблица, напоминающая таблицу Менделеева. На сцену в центр выходит любящая пара, справа - девушки, слева – селекционеры. На последующие слова девушек, все герои по очереди подходят к экрану и пишут на пустых полях таблицы надписи: «верность», «забота», «честность», «взаимоуважение», «взаимопонимание», и. т.д.

Первая девушка. Проста людская формула семьи:

Он и она, над головою крыша,

И дети, и жить в счастье и любви,

И пусть нам будет помощь свыше.

На сцену выходят дети, мужчины и женщины – реальные многодетные семьи. Из третьего плана кулис появляется несколько светящихся деревьев.

Вторая девушка. И просто это все, и сложно,

Наивно слепо ждать успех,

Не стоит думать, что возможно

Построить счастье без помех.

На сцене появляются представители старшего поколения – бабушки, дедушки. Из второго плана кулис выезжают ещё несколько деревьев.

Третья девушка. Любовь – подарок очень хрупкий.

Не всем дано ее сберечь.

Без дополнительных усилий

Ее так просто в душах сжечь.

Сверху спускается на качелях Любовь. И из первого плана кулис также выезжают светящиеся деревья. На сцене мы видим большой и красивый цветущий сад.

Четвертая девушка. Подъем любви – когда разлука,

Или когда преграды есть.

Другое дело: человека

Любить таким, какой он есть.

Над садом на качелях парит Любовь.

Дедушки. Когда он рядом и уставший,

Когда капризен, коль больной,

Когда в проблемах от работы

Тебя не слышит, как чужой.

Бабушки. Когда с твоим о чём-то мнением

Он не согласен, хоть убей,

Когда тебе предпочитает

Компанию своих друзей.

Все вместе. Недаром в старину на свадьбах

Желали лада и любви.

Два слова рядом очень важных,

Они - основа для семьи.

Любовь спускается с качелей, подходит к экрану и из имеющихся в таблице букв, складывает слово «ЛЮБОВЬ».

Любовь. Брак, семья – это уравнение, и далеко не простое. Любая семейная жизнь – это уравнение повышенной сложности. Обрести счастье в браке может только тот, кто его созидает. Семейное счастье в руках каждого из нас. Мы сами должны быть творцами своего семейного счастья.

Все дети исполняют песню А. Ермолова «Моя семья».

Лежит передо мной игрушек куча,

Но всем уже давным-давно известно,

Что мне одной играть довольно скучно

И совсем-совсем неинтересно.

А вот когда со мной мои родные

И самые любимые мне люди,

Я сразу забываю про унынье.

И всегда так было, есть и будет…

Припев: Будет день счастливый и чудесный самый,

Если рядом будут папа и мама.

Буду я весёлой, буду очень рада,

Если будут рядом сестрёнка с братом.

А ещё я буду бесконечно рада,

Если рядом дедушка и бабушка рядом.

Ну, а больше всех буду рада я,

Если будет рядом вся семья,

Вся моя семья.

И надо мне признаться папе с мамой,

Что иногда бываю я, конечно,

Немного непослушной и упрямой,

Но люблю, люблю Вас бесконечно!

Меня не напугают неудачи,

Не страшен будет мне холодный ветер,

Со мной моя семья, а это значит:

Я счастливей всех на этом свете!

Все участники представления спускаются в зрительный зал и раздают всем горшочки с ростками нового сорта семейного дерева.

Список использованной литературы:

1. Баздырев К.К. Как быть счастливым в браке / К.К. Баздырев. – М.: Мысль, 1987. – 220 с.

2. Баздырев К.К. Почему рождаемость в России не прекратилась? Инстинкт продолжения рода: демографическая реальность или демографический миф? / К.К. Баздырев. – М.: МАКС Пресс, 2005. – 51 с.

3. Баздырев К.К. Простое уравнение: муж + жена = семья / К.К. Баздырев. – М.: Статистика, 1981. – 112 с.

4. Баздырев К.К. Секс и революции / К.К. Баздырев. - М.: Диалог МГУ, 2000. – 40 с.

5. Баздырев К.К. Что происходит с народонаселением России? / К.К. Баздырев. – М.: МАКС Пресс, 2002. – 40 с.

6. Весама Н.М. Формула семейного счастья / Н.М. Весама. – М.: Диля, 2004. – 352 с.

7. Воронцова М.В. История семьи и брака в России (с Древней Руси и до наших дней) / М. В. Воронцова. – Таганрог: 2011. – 157 с.

8. Демографический ежегодник России – М., 1998. – 403 с. Нет сведений о издании.

9. Древний Египет. Скифский мир / ред. И. Химик. СПб.: Лань, 2004. – 800 с.

10. Залкинд А.Б. Революция и молодежь / А. Б. Залкинд. – М.,1925. – 97 с.

11. Зорин. Н.В. Русский свадебный ритуал / Н.В. Зорин. – М.: Наука, 2004. – 248 с.

12. Керенский А. Любовь и ненависть революции. Дневники, статьи, очерки / А. Керенский. – Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 1993. – 363 с.

13. Коллонтай А.М. Летопись моей жизни / А. М. Коллонтай. – М.: Академия, 2004. – 368 с.

14. Коллонтай А.М. Семья и коммунистическое государство / А.М. Коллонтай. – М.: 1922. – 16 с.

15. Кучкина О. Свободная любовь. Личные истории знаменитых людей / О. Кучкина. – М.: Время, 2011. – 336 с.

16. Лурье С. Я. История Греции: учеб. пособие / C.Я. Лурье. – СПб.: изд-во Санкт-Петербургского университета, 1993. – 680 с.

17. Марьясис Е.Д. Уроки семейной жизни / Е. Д. Марьясис, А.Г. Ахвердов. – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1987. – 271 с.

18. Марьясис Е.Д. Азбука здоровья семьи / Е.Д. Марьясис. – М.: Медицина, 1992. – 208 с.

19. Марьясис Е.Д. Гармония семейной жизни. О гигиене пола / Е.Д. Марьясис. – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1983. – 223 с.

20. Нижегородская свадьба. Обряды, причитания, песни, приговоры. – СПб.: КультИнформПресс, 1998. – 312 с.

21. Омельянчук С.В. Брак и семья в Древней Руси IX – XIII веков: морально-нравственный и правовой аспекты / С.В. Омельянчук. – Тамбов, 2009. – 259 с.

22. Поливалина Л. 1001 совет молодоженам. Как быть счастливым в браке / Л. Поливалина. – М.: РИПОЛ Классик, 2003. – 640 с.

23. Райгородский Д.Я. Психология семьи: хрестоматия / сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ - М, 2002. – 752 с.

24. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту / В. Сатир. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО – ПРЕСС, 2000. – 288 с.

25. Свечникова Л.Г. Заключение брака / Л.Г. Свечникова. – Ставрополь:СтГАУ - АГРУС, 2004. – 164 с.

26. Семья как объект социальной работы / ред. Е.П. Тонконогой. – СПб.: СПбГУП, 2006. – 198 с.

27. Скинер Р. Семья и как в ней уцелеть / Р. Скинер, Д. Клииз. – М.: Класс, 1995. – 272 с.

28. Славяне и скандинавы / ред. Е.А. Мельникова. – М.: Прогресс, 1986. – 416 с.

29. Сорокин П.А. Американская сексуальная революция / П.А. Сорокин. – М.: Проспект, 2006. – 186 с.

30. Сыч А.И. Любовь моя – Революция… / А.И. Сыч. – Черновцы: Наши книги, 2009. – 440 с.

31. Сэрару Д. Любовь и революция (отрывок из романа) / Д. Сэрару. – Румыния, 1981. – 373 с.

32. Швейгер – Лерхенфельд А.Ф. Женщина, ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара / А.Ф. Швейгер – Лерхенфельд. – М.: Кураре – Н, 1998. – 722 с.

33. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учеб. пособие для ВУЗов / Л.Б. Шнейдер. – 4-е изд. – М.: Академический проект, 2008. – 736 с.

Справочная литература:

1. Большая Советская Энциклопедия. В 30 т., 3-е изд. Т. 3. Бари – Браслет / ред. А.М. Прохоров. – М.: Советская Энциклопедия, 1970. – 640 с.: ил., 26 л.: ил., 7 л. карт., 1 карта-вкладка.

2. Большая Советская Энциклопедия. В 30 т., 3-е изд. Т. 15. Ломбард – Мезитол / ред. А.М. Прохоров. – М.: Советская Энциклопедия, 1974. – 632 с.: ил., 27 л.: ил., 2 л. карт., 1 карта-вкладка.

3. Большая Советская Энциклопедия. В 30 т., 3-е изд. Т. 23. Сафлор – Соан / ред. А.М. Прохоров. – М.: Советская Энциклопедия, 1976. – 640 с.: ил., 23 л.: ил., 8 л. карт., 1 карта-вкладка.

4. Новая Российская энциклопедия. В 12 т. Т. 9 (1). Костелич – Лагос-де-Марено / ред. А.Д. Некипелов. — М.: Энциклопедия, 2011. - 480 с.: ил.

5. Даль. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: современное написание: в четырех томах. Т. 2. И – О. – М.: Астрель-АСТ, 2001. – 1280 с., 1 портр.

6. Даль. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: современное написание: в четырех томах. Т. 4. Р – Я. – М.: Астрель-АСТ, 2001. – 1152 с., 1 портр.

Периодическая литература:

1. Ваняшова М. В России секса не было и нет. / М. Ваняшова // Коммерсант. – 2007. – ноябрь.

2. Лебедев В. Студентки хотят однополой любви. / В. Лебедев // Московский комсомолец. – 1996. - 28 июля.

3. Смирнов Ю. В России – сексуальная свобода. / Ю. Смирнов // Коммерсант. – 2007. - сентябрь.

Рылеева Валерия Павловна

студентка 23672 группы

Преподаватель Тытюк М.Н.

«Да будет мерой чести Ленинград»

Сценарий театрализованного представления, посвященного

68-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда

Существуют темы, актуальные только в определенное время, и темы «вечные», которые привлекают внимание режиссера и зрителя вне конкретных отрезков времени: любовь, смерть, война. Я, как человек, выросший в Ленинграде и проживающий в этом прекрасном городе и поныне, имею не только моральное право, но скорее обязанность – помнить о том беспримерном подвиге, который совершили жители и защитники города на Неве. Как режиссер, считаю своим долгом рассказать современному зрителю, особенно молодому, о событиях тех 900 героических дней. Тема моего сценария - жизнь ленинградцев в осажденном городе. Неотступным, мучительным, порой единственным желанием было утоление голода, а наиболее сильными эмоциями становились страх и желание возмездия врагу. Но долго жить ненавистью и страхом человек не может, это разрушает его изнутри, ведь человек жив созиданием.

Ленинградцы жили, а значит, созидали – сохраняли великое наследие прошлого, занимались научной работой, совершали открытия и защищали диссертации, восхищались искусством, отмечали праздники, играли свадьбы и рожали детей. Ленинградцы и сами не лишали себя жизни, и не позволили это сделать врагу.

Вышесказанное подтверждают неоспоримые факты и документы. В годы блокады продолжалась научная деятельность, проходила защита диссертаций в Университете и Политехническом институте, была сохранена мировая коллекция семян Н. И. Вавилова, проводились спортивные соревнования и, в частности, легендарный блокадный футбольный матч 1942 года. Не прекращалась работа Ленинградского Зоопарка, театров, был создан Блокадный театр, издавались книги и грампластинки, выпускались газеты. В 1942 году на станции юных натуралистов был выведен новый холодостойкий, скороспелый и урожайный сорт помидоров Юннат. Существует статистика регистраций браков. Мною был сделан запрос в архив Комитета по делам ЗАГС, полученные сведения отражены в сценарии.

Эти факты меня поразили и, по сути, послужили толчком к написанию сценария. Особенно значимы для меня: первый блокадный футбольный матч, блокадные свадьбы и празднование Нового года в городе-фронте. Именно они легли в основу моего сценария театрализованного представления.

Идея сценария и самой постановки – донести до зрителя парадоксальную по своей сути, но реальную по факту существования мысль: ленинградцы выжили именно потому, что жили. Жили, верили, надеялись, мечтали, любили!

Я отдаю себе отчет в том, что меня могут упрекнуть в идеализации, в приукрашивании действительности. Но это не так! Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих воспоминаниях писал: «На каждом шагу – подлость и благородство, самопожертвование и крайний эгоизм, воровство и честность… В голод люди показали себя, обнажились, освободились от всяческой мишуры: одни оказались замечательные, беспримерные герои, другие – злодеи, мерзавцы, убийцы, людоеды. Середины не было». И я, как режиссер, хочу и имею право рассказать о замечательных людях, об их благородстве и подвиге. Именно о том, что помогло ленинградцам выжить.

Колосов Юрий Иванович – Президент «Ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград в годы Второй мировой войны» на мой вопрос о том, как смог город выстоять, ответил следующее: «Город выстоял именно потому, что был духовно выше своего противника».

Приведу слова, сказанные Гавриловой Верой Константиновной, чья свадьба состоялась в 1943 году: «Никогда нельзя унывать!» И это сказано человеком, прошедшим через весь ужас блокады! Возможно, именно этот моральный принцип и спас ей жизнь. А также подарил встречу со своим суженым и позволил сыграть настоящую свадьбу в блокадном городе!

В сценарии широко использованы блокадные документы, фото- и кинохроника, материалы архивов, воспоминания ленинградцев-блокадников, а также художественный материал. На мой взгляд, украшением театрализованного представления, а также подтверждением высказанной идеи являются песни и стихи, написанные в годы блокады в Ленинграде.

Зрители вовлекаются в действие незаметно, исподволь, до начала представления, их встречают юноши и девушки в форме солдат Красной Армии. Играет духовой оркестр. Также в фойе организованы две выставки, рассказывающие о подвиге ленинградцев, о том, что давало силы им жить. «Ленинградский альбом» - стенды, стилизованные под листы фотоальбома с фотографиями, документами, рисунками и гравюрами архитектора А. С. Никольского. И «Былое глазами потомков: подвигу твоему, Ленинград, посвящается!» - выставка детских рисунков. На экранах, расположенных в фойе, демонстрируется фильм Сергея Ларенкова «Блокадный альбом».

Девушки в солдатской форме с почтальонскими сумками раздают зрителям программки представления.

Композиционное построение сценария: пролог «Память – преодоление времени, преодоление смерти», три эпизода и финал «Мы помним!»

Эпизоды посвящены:

«Новогоднее чудо» – празднованию Нового года в блокадном Ленинграде;

«О, спорт, ты – жизнь!» – спортивной жизни города-фронта;

«Блокадная свадьба» – блокадным свадьбам.

Сценография театрализованного представления такова: сцена – черный кабинет, задник сцены представляет собой большой экран, на него проецируются кино и фотодокументы, необходимые для раскрытия темы театрализованного представления. Также мною использован прием теневого театра.

В прологе на экран проецируются кадры, запечатлевшие салют 2011года, переходящие в салют 1944 года, символически создавая цепочку памяти. Задается сценарно-режиссерский ход – перелистывание блокадного альбома – альбома нашей памяти.

В каждом эпизоде на примере жизни и судьбы конкретных людей, семей рассказывается история блокадной жизни ленинградцев. Присутствие реальных героев на сцене помогает осуществить живую связь прошлого и настоящего, а также показать преемственность поколений.

Так, в эпизоде, посвященном празднованию Нового года в блокадном Ленинграде, на сцену выходит молодая санкт-петербургская поэтесса Надежда Щеголькова. В эпизоде, посвященном спортивной жизни, на сцену выходят педагог, писатель, спортсменка, жительница блокадного Ленинграда Наталья Борисовна Ветошникова, российский спортивный комментатор, телевизионный журналист Кирилл Набутов и участник обороны Ленинграда, ветеран Великой Отечественной войны, хранитель музея Славы стадиона «Динамо» Григорий Васильевич Юркин. Часть эпизода построена по аналогии с футбольным матчем, и Кирилл Набутов играет роль комментатора. Основанием к приглашению Кирилла Викторовича являются факт участия его отца – Виктора Сергеевича Набутова – в мае 1942-го года в легендарном блокадном футбольном матче между командой «Динамо» и командой Металлического завода, проходившем на стадионе «Динамо», а также его профессия. Игра футболистов на сцене показана через теневой театр.

В эпизоде, посвященном блокадным свадьбам, на сцену выйдет Ольга Сергеевна Гаврилова – дочь блокадных молодоженов Веры Константиновны и Сергея Николаевича Гавриловых.

В финале театрализованного представления в память о подвиге ленинградцев звучит песня из кинофильма «Мы из блокады» режиссера Ефима Учителя «Ты помнишь» (слова М. Дахие, музыка В. Плешак). Зрители приглашаются к совместному исполнению песни вместе с участниками театрализованного представления. Я дерзнула добавить к легендарной песне один куплет, посвященный любви. Я считаю это возможным и обоснованным, потому что третий эпизод посвящен блокадным свадьбам и любви – в тех нечеловеческих условиях.

Мы можем идти, не сгибаясь,

Под грохот орудий вдали...
Мы можем летать, не касаясь
Неверующей нашей Земли...
Во время блокады – влюбляться,
Работать, творить, жить и Быть...
Ведь мы же с тобой ленинградцы,
Мы знаем, что значит Любить!

Возможно, на первый взгляд пафос дипломного проекта кажется излишним. Но он становится оправданным, как только знакомишься со статистикой современного общественного мнения.

Статистика неутешительна: согласно данным социологического опроса на сайте ИА «Росбалт», посвященного 65-ой годовщине полного снятия блокады, почти треть (!) опрошенных петербуржцев (из 3102 человек, принявших участие вопросе) не считают блокаду подвигом. На вопрос «Считаете ли вы Ленинградскую блокаду подвигом?» положительно ответили только 60% жителей северной столицы, участвовавших в опросе.

За этими цифрами и самим фактом стоит начало не только нивелирования подвига ленинградцев, но и нежелания о нем помнить. На мой субъективный взгляд, этого допускать нельзя. Важно помнить о подвиге, потому что нет смерти для героев, пока их помнят люди! Этот факт послужил отправной точкой в решении выбора темы и аудитории – юное поколение жителей нашего города.

Для моего поколения, чьи родители родились уже в мирное время, память о подвиге блокадных ленинградцев – это память не очевидцев, а их потомков. И моей задачей является не только ее сохранить, но и передать следующему поколению.

Если этого не сделаем мы – цепочка памяти прервется…

ПРОЛОГ

«Память – преодоление времени, преодоление смерти»

Музыкальные позывные нашего города возвещают о начале театрализованного представления. Декорации, выставленные полукругом, расставляются по рядам кулис.

На задник сцены – экран проецируются кадры праздничного салюта у стен Петропавловской крепости, посвященного 67-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, слышен звук салюта.

На сцену выходят ведущие – юноша и девушка, в руках у юноши альбом.

Ведущая: Добрый вечер! Поздравляем вас с праздником – 68-й годовщиной полного снятия блокады Ленинграда!

Ведущий: Добрый вечер! Поздравляем вас с Ленинградским Днем Победы!

Кадры современного салюта 2011 года сменяются кадрами кинохроники, запечатлевшей салют 27 января 1944 года. Стоп-кадр – фотография салюта.

Ведущая (зачитывает из альбома): Из дневника Эсфирь Густавовны Левиной. «Сегодня, 27 января 1944 года, снята блокада Ленинграда. Салют – 24 залпа из 324 орудий. Я приподняла штору. За окном зарево – красное и зеленое – ракеты. Сердце, которое привыкло сжиматься, видя пламя над городом, не сразу последовало за разумом, который знал, что это салют победы. Вышла на улицу – раскаты залпов, трещащие и ослепительные букеты фейерверка, толпы у перекрестков, продавцы в дверях магазинов. Женщины: «Господи, вот счастья дождались».

Ведущий: «Память – преодоление времени, преодоление смерти. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками». Эти слова принадлежат Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, пережившему самую страшную зиму в блокадном Ленинграде.

Ведущая: Кадры кинохроники, дневниковые записи, рисунки, фотографии хрупкие звенья цепочки памяти. Мы бережно храним их в альбомах.

Ведущий: В нашем городе в разное время выпускалось множество альбомов: альбомы репродукций, фотографий, Новогодний альбом автографов и рисунков, Ленинградский альбомА.С. Никольского.

На экран проецируется видео перелистываемых страниц альбома с фотографиями блокадного Ленинграда.

Ведущая: Сегодня мы перелистаем страницы блокадного альбома – альбома нашей памяти.
Ведущий: Чтобы цепочка памяти не прервалась…

Затемнение. Ведущие уходят за кулисы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: