Театр у микрофона

Занавес – радиоприемник опускается. На сцену выбегают несколько детей. Звучит музыка 60х годов. Они встают в два ряда. На экран проецируются фотографии Детского хора радио и телевидения.

Марина Самышкина. А у вас есть дома радио?

Все. Конечно, есть!

Дима Голов. Куда же без него?

Дима Касьянов. У менястоит на этажерке, покрытой кружевной салфеткой.

Оля Королькова. Я слушаю по радио все - от гимна до гимна.

Олег Касьянов. А я больше всего люблю утреннюю гимнастику. Преподаватель Гордеев, пианист Родионов. "Ноги на ширине плеч! Колени повыше! Очень хорошо! Раз! Два! Три! Раз! Два! Три! Переходите к водным процедурам".

Самышкина. Гимнастика - это не так интересно. Вот я всегда внимательно слушаю краткий обзор газеты "Правда". Понятно только одно: как же мне все-таки повезло, что я родилась в СССР. А могла ведь в какой-нибудь Америке.

Касьянов. Ой, да ну вас. Самое интересное – это Футбол. И знакомые всей стране слова: "Внимание, внимание! Наши микрофоны установлены... Нетто передает Симоняну, Симонян - обратно Нетто. Надо бить! Ай-я-я-я-яй!"

Голов. Что? Футбол??

Королькова. А мне нравится…

Начинается спор между детьми, они пытаются перекричать друг друга.

Самышкина. А вспомните радиопостановки!

Все. О! Обожаю радиопостановки!

Появляются радиоволны. Они открывают радиоприемник. На сцене за радиоприемником расположено несколько металлических коробок с пленкой. Звучит веселая быстрая музыка. На сцену выбегает несколько человек. В руках у них силуэты вееров, сделанные из проводов. Они, перешептываясь, готовятся к чему - то, собираются в центре одной группой, после расходятся, аплодируя, открывая кресло, которое стоит к нам спиной, на нем сидит человек: видны только его затылок и рука. Музыка замолкает, все усаживаются вокруг него.

Гости. В 1933 году у Константина Сергеевича Станиславского был юбилей. Семьдесят лет. Отмечали торжественно. Станиславский расположился в кресле, вокруг букеты белой сирени.

Тишина. Один из гостей встает.

Гости. (перешептываясь) О, Подгорный нам сейчас что-то расскажет.

Подгорный. Я решил подарить вам, Константин Сергеевич, Радиоприемник!

Станиславский. Послушаем!

Все удивляются. Звучит музыка. Гости начинают танцевать. По центру высвечивается металлическая архивная коробка – имитация радиоприемника.

Все. ( радостно) Так радио утвердилось в доме на Леонтьевском. В доме главного режиссера МХАТа! А актеры МХАТА стали первыми радиоактерами.

Гости начинают весело танцевать, закрывая кресло. Звучит коллаж дикторских документальных объявлении и музыка.

Подгорный. В1925 году появился цикл первых радио-спектаклей, появился радиотеатр.

Остальная часть гостей. Радиотеатр... Что это? Зачем это?

Вместе. На конференции работников радиовещания в 1930 радиожурналисты разделились на два лагеря!

Часть гостей отходят по правую сторону от приемника. Они сминают веера и делают из них бабочrу и прикладывают ее к себе, как элемент костюма.

Телефонисты. "Телефонисты"

Другая часть отходит в левую часть радиоприемника.

Театралы. И сторонники "радиоискусства".

Телефонисты. Радио - это лишь техническое средство, доставляющее информацию на дом.

Начинает звучать металлический звук сердца. Свет над радиоприемником гаснет.

Театралы. Радио - это искусство, имеющее огромное влияние на умы людей. Радио нужен диктор-Творец, Диктор-художник, Диктор - актер.

Начинает звучать лирическая музыка. Телефонисты уходят за кулисы. Медленно над радиоприемником зажигается свет. Театралы встают полукругом вокруг радиоприемника. Звучат позывные передачи «Театр у микрофона». Продолжает звучать музыка.

Театралы медленно достают из коробки черные и белые пленки, растягивая их по сцене. Свет зажигается на всей сцене. За коробкой появляется Мим.

Театралы. Лицедеи с детскою душой!
Вы живёте ожиданьем чуда,
Что от роли, даже небольшой,
Хоть кому-то да светлее будет.

Так ликуй же, щедрый Лицедей!
Сердце раздавая по частицам,
Освети любовью всех людей,
Как пером волшебницы Жар-птицы.

В конце все театралы подбегают к Миму, вскидывают ленты, и у него в руках появляется перо Жар-Птицы. Он дотрагивается им до радиоприемника, свет весь гаснет, только пушкой высвечивается приемник. Все восторженно удивляются, далее усаживаются вокруг радиоприемника. Начинают крутить ручку у радиоприемника. Звучит радиошум.

Театралы. История радиопостановок началась 25 декабря 1925 через 100 лет после восстания декабристов. 25 декабря состоялась премьера радиопьесы «Вечер у Марии Волконской».

Они открывают коробку-радиоприемник, начинает звучать голос М. Волконской, читающей стихотворение.

Мария Волконская. Да, ежели выбор решить я должна

Меж мужем и сыном — не боле,

Иду я туда, где я больше нужна,

Иду я к тому, кто в неволе!

Театралы восхищаются. Из рук мима как по волшебству начинают разлетаться белые хлопья снега, прямо на слушателей-театралов.

Один из театралов. Я прямо вижу: зима, страшная ссылка, холод, но они вместе…

Второй. Волшебство радиотеатра состоит в том, что ты только слышишь голоса, но воображение твое создает чудесные образы.

Вместе. Так ликуй же, щедрый Лицедей!
Сердце раздавая по частицам,
Освети любовью всех людей,
Как пером волшебницы Жар-птицы.

Мим взмахивает пером и в другой части сцены появляется пара танцоров, которые начинают исполнять танец. Звучит музыка "1812 год". Слышен звук цепей.

Голос Волконской. Первое время нашего изгнания я думала, оно, наверное, кончится через 5 лет. Затем я себе говорила, что будет через десять, потом - через пятнадцать лет, но после двадцати пяти – я перестала ждать.

Пара танцует. Музыка резко прерывается страшным ужасающим звуком помех. Мы слышим металлический звук сердца. Резко в луче света, где стояла пара, появляются телефонисты. Пары теперь не видно.

Телефонисты. ( нарочито серьезно и механически) Микрофон - это сила и власть. Диктор - это работник радиовещания, лишь читающий текст перед микрофоном. Он только говорит факты, он не должен показывать свои эмоции.

Театралы. Неужели Вам никогда не хочется улыбнуться слушателю, и может быть, даже назвать их товарищами?

Дикторы достают листы и начинают перелистывать свои бумаги под ритм музыки.

Дикторы. (по очереди, механически) Запрещается панибратский разговор со слушателем! Руководство запугивает дикторов, не позволяя лишней фамильярности. (вместе) "Слово не воробей - поймают, вылетишь!"

Музыка становится громче. Дикторы под музыку и металлический стук, выходят из луча света и начинают двигаться механическими движениями в сторону театралов.

Между ними появляется Мим. Мим зажигает небольшой факел. Все в удивлении останавливаются, глядя на огонь.

Театралы. Театр – это мысли свободный полет,
Театр - здесь фантазия щедро цветет.
В театре сердец расплавляется лед.

Мим превращает факел в розу и дарит её телефонистам. Те отворачиваются и уходят.

Театралы. Диктор - не говорящий автомат, а творческий работник!А развитие радиотеатра продолжалось!Когда слушаешь радиоспектакль, действительно представляешь себя на месте героев.

Начинается шум радиопомех, по очереди слышны небольшие отрывки из радиопостановок.

Девушка-театрал. В 1935 году состоялась премьера «Каменного Гостя» в радиоэфире. Режиссер Мейерхольд. Это первые попытки эксперимента со звуком.

Театралы собираются вместе, будто распределяя роли. Звучит волшебная музыка. У мима волшебным образом в руке появляется платок, он отдает его одной из театралов. Платок становится элементом её костюма.

Зинаида Райх. Донну Анну играла Зинаида Райх.

У мима волшебным образом в руке появляется трость. Он отдает её одному из театралов.

Царев. Дон Гуана играл артист Царев.

Мим зажигает пером свет на левой части сцены. Начинает звучать фонограмма спектакля. Представившиеся актеры занимают место для игры. Они действием подтверждают то, что звучит в фонограмме.

Фонограмма. Какие речи — странные! - Сеньора?

-Мне... вы забыли.

-Что? что недостойный

Отшельник я? что грешный голос мой

Не должен здесь так громко раздаваться?

- Мне показалось... я не поняла...

- Ах, вижу я: вы всё, вы всё узнали!

-Что я узнала?

-Так, я не монах —

У ваших ног прощенья умоляю.

- О боже! встаньте, встаньте... Кто же вы?

- Несчастный, жертва страсти безнадежной.

Все театралы аплодируют им и смеются.

Театралы. Сцену нельзя топтать каблуками:
По сцене - маленькой или большой
Нужно ступать лишь босыми ногами.

И с абсолютно открытой душой.

Вперед выходит еще один из театралов.

Театрал. Позже на радио работал Андрей Тарковский. И также экспериментировал со звуком. 1965й год – «Полный поворот кругом»

Начинает звучать крик чаек. Мим волшебным образом достает из играющего радиоприемника белые ленты пленки, театралы делают из них птиц.

Тарковский. В начале спектакля звучал крик чаек. Этот крик Тарковский записывал сам на свой магнитофон.

Дальше слышны выкрики, команды, междометия. Все театралы встают с одной стороны, словно приготовились к сражению

Тарковский. (напряженно) В середине спектакля от голоса главного героя Богарта остаются лишь выкрики, создается впечатление боя, который не закончится никогда.

Тихо звучит стук металлического сердца. Напротив театралов встают телефонисты: их костюмы из проводов трансформировались в бабочки и воротники. Пластическая сцена боя под аудиозапись радиоспектакля.

Тарковский. Вслед за последним выкриком героя следует «мертвая тишина»…

Кренкель. Я, как заведующая отделом прозы и поэзии народов СССР, заявляю: слушателю здесь все будет непонятно!

Кузаков. Что там простому слушателю? Мне, главному редактору, непонятен финал.

Айдинов. И музыка у вас какая-то абстрактная, непонятная!

Кузаков. ИСПРАВИТЬ! И после исправления в эфир только для жителей Средней Азии и Зауралья.

Телефонисты наступают на театралов.

Театралы. Театр - и зрелище и школа для народа,
Будить сердца людей- вот в чем его природа!
На путь неправедный он не дает свернуть,
Он к свету нас ведет, открыв нам правый путь.

Над театралами постепенно возникает луч света. Телефонисты уходят.
Театралы. Между тем в узком кругу радиорежиссуры «Полный поворот кругом» оставался едва ли не эталоном стиля.

Девушка. А вы помните, как мы включили Радио Россия 21 января 2010 года? И услышали нашу любимую сказку «По щучьему велению».

Все театралы скорее рассаживаются вокруг одной из коробок и открывают её. Начинает звучать фонограмма.

Фонограмма. « Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку. Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку»

Театралы. Чтобы слушать радиопостановку нужно быть ребенком, чтобы чудесно представлять все образы в своем воображении.

Мим зажигает еще один луч света в другом углу сцены. Там стоят актеры в стоп кадре. Актеры разыгрывают эпизод из этой сказки.

Фонограмма. «Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается... Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь»
Театралы. «Мир звуков также неисчерпаем, как неисчерпаема человеческая душа» - сказал Вагнер.

Резко начинает звучать металлический стук сердца. Телефонисты захлопывают чемодан. Театралы вскакивают. Луч исчезает. Свет на сцене приглушается.

Телефонисты. «Строго ограниченного использования» – так написано на коробке с пленкой в фонотеке Гостелерадио ССР.

Начинает звучать ритмичная тревожная музыка. Телефонисты наступают на театралов. Театралы строят баррикаду от них из коробок. Появляется мим, по центру перед коробками: он волшебным образом их открывает – из них начинает струиться свет. Театралы произносят текст. Мим пером Жар-птицы зажигает свет в разных концах сцены. В лучах света мы видим всех героев эпизода: декабристов, Емелю, Дона Гуана и Донну Анну. Как только появляется свет, начинает стучать сердце. С каждым взмахом пера – количество стучащих сердец увеличивается. И вот уже целый оркестр стучащих сердец. Телефонисты отходят в стороны – за кулисы.

Театралы. (по очереди). Радио – это волшебство, каждую минуту оно дарит нам искры своей магии, завораживает нас. Театр у микрофона одна из самых ярких страниц истории театра. Здесь творил и Мейерхольд, и актеры МХАТа, известный кинорежиссер Тарковский, Эфрос, Таиров, Марк Розовский…

Весь экран постепенно заполняется фотография радиорежиссеров и радиоактеров. Мим берет центральную коробку, открывает её и вытягивает черный конец пленки и резко дергает, на протяжении всей песни из коробки бесконечно льется и льется разноцветная пленка с ярким дожем из разноцветных блесток. Эта разноцветная пленка занимает всю сцену, ярко сверкая в лучах разноцветного цвета. Из других лент театралы строят полукруг – хвост Жар-Птицы.

Театралы. (поют) Сколько судеб на сцене прошло,

Сколько дней и далеких, столетий!..

В них мы жили, а зритель тепло

И любовь отдавал нам за это.

Все ж искусство, друзья, никогда,

Никогда не стареет с годами!

И волшебное слово "театр" -

Оно будет всю жизнь вместе с нами.

Звучит живой стук сердца.

Финал.

Занавес - Радиоприемник закрывает всех героев предыдущего эпизода. На сцене появляются современные подростки в наушниках. Подростки по очереди снимают наушники и переговариваются.

Молодой человек. Радио слушают все и повсеместно: просыпаясь и засыпая, дома и в автомобиле, на работе и на отдыхе.

Девушка. Мы встаем под бодрящую утреннюю радиопрограмму, завтракаем под сводки свежих новостей,

Юноша. Едем в автомобиле на службу и возвращаемся с нее под коктейль из музыки и информации о дорогах

Девочка. Засыпаем под мелодичные вечерние программы для полуночников.

Второй молодой человек. Сейчас в России на один город c населением более 300 тыс. человек приходится в среднем 3-4 радиостанции.

Появляются радиоволны и дети разных эпох– герои эпизодов. У Радиоволн в руках разноцветные ленты-пленки. Они постепенно отдают эти пленки в руки всем участникам, тем самым соединяя их.

Радиоволны. Но практически никто из слушателей не знает о чудесных радиостанциях и радиопередачах, знаменитых своей историей.

Радиоволны включают кнопки на радиоприемнике.

Дима Голов. «Театр у микрофона» радовал нас всегда своими спектаклями. «Радио России» – 1я кнопка радиоприемника –по сей день здесь идут радиопостановки, и передача «Отзвуки театра» с Александром Калягиным.

Звучат позывные этой передачи.

Одна из девушек. Я в театральный поступать собираюсь, а тут оказывается мой любимый актер ведет передачу про театр, а я и не знала.

Петрина Нинчева. Радио «Маяк» после войны помогало людям найти потерявшихся во время войны (включают кнопку). Здесь по сей день идет передача «Адреса Милосердия», в которой люди ищут друг друга

Миша Кузнецов. Радио Блокадного Ленинграда своей музыкой и стихами помогало людям жить. «Радио Петербург» – на этой радиостанции, вещающей из Дома Радио, по сей день в передаче «Полдень» звучат прекрасные стихи и музыка.

Подростки. Оказывается, мы еще так многого не знали!

Радиоволны. История радио огромна, но вся эта история живет в нас. Тем самым соединяя всех людей на этом свете невидимыми нитями.

Все на сцене берутся за руки. Стреляет пушка с серпантином из-за радиоприемника – и все участники оказываются покрытыми разноцветными нитями и лентами. Звучит громкий стук живого сердца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: