Тематика лекционных занятий

Актуальность дисциплины

Краткое содержание дисциплины: Учебный курс «Социология» представляет собой последовательное описание проблемного поля современной социологической науки - базовой отрасли обществознания. Большое внимание уделено как проблемам теоретической социологии – описанию и анализу основных тенденций развития современных обществ, имущественной дифференциации, социальной стратификации, социализации, девиации, так и эмпирической социологии - определению роли и функций общественного мнения и методах его социологического изучения.

Цели дисциплины:

Целью курса является освещение проблем развития современных обществ, раскрыть принципы их функционирования и структуру, описать формы и методы изучения.

Задачи дисциплины:

В процессе изучения данного курса студент должен усвоить определенный объем знаний представлений о социологии как науки, истории ее возникновения и развития, основных социологических теориях изучения общества, его структуры, положениях теории стратификации, основах социологического изучения личности, социализации, социальных нормах и отклоняющемся поведении; усвоить элементы эмпирических навыков изучения общества и общественного мнения. На основе полученных теоретических и эмпирических знаний анализировать конкретные явления, связанные с проблемами развития казахстанского общества.

Пререквизиты дисциплины: История Казахстана, Основы права

Постреквизиты дисциплины: Философия, Политология

2. Политика курса:

1.Задания по СРС выдаются преподавателем на первой неделе. Выполнение и сдача заданий производится согласно Правилу*

2. Пропущенные занятия студент отрабатывает по утвержденному на кафедре графику.

3. В течение семестра студент в соответствии с Правилом* своевременно должен сдать 6 промежуточных и 2 рубежных контроля.

_____________________

* Правила проведения текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации успеваемости обучающихся (ЮКГПИ, 2014 г.)

Тематика лекционных занятий

Дата Группа Тема, план Кол-во часов Литература
МОДУЛЬ 1. Социология как наука об обществе
      Социология как наука (объект, предмет и структура). Социология в структуре социально-гуманитарных наук. Объект и предмет. Функции социологии. Предметное разграничение социологии с другими социогуманитарными дисциплинами (философией, историей, психологией). Структура и уровни социологического знания.   №1, гл.1, №2, гл.1
      Основные этапы становления и развития социологии (предыстория и социально-философские предпосылки). О. Конт-родоначальник социологии. Г.Спенсер и натуралистическая концепция эволюции. Социологизм Э.Дюркгейма. Структурный функционализм в социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон). Социология М.Вебера.   №1, гл.1, №2, гл.1
      История социологии: классические и современные социологические теории. Современные социологические теории. Постсовременные социологические парадигмы. Становление и развитие казахстанской социологии.   №1-5 №10-21, гл. 2
      Общество как социальная система. Понятие «общество», сущность и типология. Системный подход к изучению общества. Социальная система как структура. Глобальные проблемы социальной жизни и общечеловеческие ценности (модернизация, глобализация, глоколизация, локализация).   №1-9
      Социальные институты и социальные процессы. Социальные институты в структуре общества. Признаки и функции социального института. Типология социальных институтов.   №1-9
      Социальная структура и социальная стратификация. Модели социальной стратификации. Системы социальной стратификации. Теории социального неравенства. Социальная структура как элемент общества.   №1-5
      Социологическая характеристика личности. Индивид, личность, человек. Социологический аспект исследования личности. Теория социальных ролей (Т.Парсонс, Дж.Мид, Р.Мертон). Структура личности. Понятие социализации личности.   №1-5
      Девиация и социальный контроль. Проблемы определения девиантного поведения личности. Природа и исторические типы отклоняющегося поведения. Дезадаптивное поведение. Методы социального контроля. Особенности девиантного поведения в современном казахстанском обществе.   №1-9
МОДУЛЬ 2. Теории среднего уровня и методы социологического исследования
      Специальные социологические теории. Социология образования. Концепции образования. Этапы процесса образования. Техническое и гуманитарное образование. Образование и карьера. Образование и заработок.   №1-9, №21
      Политическая социология. Понятие «политическая система». Политическая социализация. Политические партии как объекты социологического исследования. Политическая культура: понятие и структура.   №1-9
      Экономическая социология. Специфика и статус экономической социологии. Понятие «экономическая культура». Актуальные проблемы и направления исследований по экономической социологии. Социальные проблемы рыночной экономики.   №1-9, №13-14
      Социология культуры. Сущность культуры. Виды культуры. Понятие субкультуры, контркультуры. Культура и социализация.   №1-9
      Социология семьи. Происхождение и эволюция форм семьи. Структура семьи. Функции семьи. Жизненный цикл семьи.   №1-9
      Прикладная социология. Понятие эмпирического исследования. Разработка программы социологического исследования. Выборка, ее виды.   №1-10, №22
      Методы и техника проведения конкретно-социологических исследований. Основные методы сбора информации. Методика обработки информации и анализ ее результатов.   №1-10, №22

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: