X – XYII вв.
собор св. Софии в Киеве. XI в.
ц. Покрова на Нерли. XII в.
ц. Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. XIY в.
Успенский собор в Кремле. XY в.
Барма, Постник. Собор Василия Блаженного. XYI в.
Б. Огурцов, Т.Шарутин, Л. Ушаков. Теремной дворец в Москве. XYII в.
Термины:
«алевизовский кирпич» - маломерный кирпич, введенный в практику строительства на Руси итальянским архитектором из Милана Алевизом Новым, возводившим в 1505 – 1509 годах Архангельский собор Московского Кремля.
апсида – полукруглый или многоугольный в плане выступ храмового здания обычно ориентированный на восток. В пределах апсиды в храме располагается алтарь.
аркатура – ряд ложных (рельефных) арок на поверхности стены, скомпонованных в виде фриза. Аркатурный пояс с колонками называют аркатурно-колончатым. Этот элемент характерен для владимиро-суздальских храмов XII – XIII вв.
барабан – цилиндрическая часть здания, служащая опорой купольному покрытию.
баптистерий – крещальня; помещение (обычно в левом приделе храма) или отдельное сооружение для обряда христианского крещения.
|
|
восьмерик на четверике – тип здания; нижняя часть представляет собой кубический объем (четверик), а верхняя – поставленный на него восьмигранник. Выше может быть расположен еще один или два восьмерика, увенчанных шатром или куполом.
гирька – архитектурная деталь в виде опрокинутой пирамидки, свисающая наподобие гирьки в верхней части оконного или дверного проема в точке соединения двух малых арок.
закомара – дугообразное полукруглое завершение верхней части одного прясла стены, соответствующее форму внутреннего свода.
звонница – колокольня; в более раннее время строилась в виде массивной плоской стены со сквозными проемами наверху, в которых и подвешивались колокола.
изразец – покрытые поливой керамические облицовочные плитки.
иконостас – стенка, отделяющая алтарь от остальной части церкви, на которой располагаются иконы.
кокошник – декоративное завершение стен церквей, аналогичное закомарам, иногда с заостренным верхом.
конха (полукупол) – свод в виде одной четвертой части шаровой поверхности.
крестово-купольный храм – тип христианского храма, представляющего собой в плане равносторонний греческий крест с купольным перекрытием средокрестия. Он складывался в архитектуре Византии в VI – IX вв. на основе центрических построек типа ротонды. В отличие от базилики не имеет ясно выраженного нефа и трансепта – эти помещения называются «ветвями креста», которые заканчиваются апсидами.
наличник – обрамление дверного или оконного проема.
парус – конструкция треугольных очертаний, посредством которой осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному покрытию здания. В церковных сооружениях четыре паруса поддерживают барабан купола.
|
|
подклет – нижний, непосредственно связанный с землей, этаж здания в древнерусской архитектуре, используемый обычно для хозяйственных целей.
придел – пристройка к основному объему здания. В храмах - обычно с южной или с северной стороны.
прясло – часть поверхности наружной стены здания, ограниченная с двух сторон лопатками.
пята – нижняя, опорная часть арки, свода.
храм – место поклонения божеству. Вначале алтарь или храмовая площадка, затем жилище божества. В раннем христианстве сложились три основных типа храма: крестово-купольный, базилика и ротонда. Кафедральную церковь называют собором. Маленькие церкви называют капеллами или часовнями.
цемянка – раствор, состоящий из извести и толченого кирпича имеющий розоватый цвет. Горизонтальные полосы розового цемяночного раствора и желтоватого плоского кирпича составляют характерную особенность ранней русской архитектуры.
шатер – высокое остроконечное покрытие древнерусских зданий в виде четырех или восьмиугольной пирамиды.
ярус – уровень, элемент вертикальной архитектурной композиции (в отличие от горизонтальной композиции этажа). Ярусы уменьшаются кверху и представляют собой так называемую ярусную (ступенчатую) композицию, характерную для русских колоколен и башен XYI – XYII веков.