1.Понятие и сущность цен.
2.Методы расчета и анализа индексов цен.
1. Цена – ведущая рыночная категория, представляющая собой денежное выражение стоимости единицы товара, эквивалент обмена товара на деньги. Величина цены зависит от уровня стоимости и от соотношения спроса и предложения на товары.
Тариф – плата за различные услуги производственного и непроизводственного характера, предоставляемые объединениям, организациям и населению. Регулируется посредством системы тарифных ставок, которые представляют собой перечень ставок, выраженных в твердых суммах или в процентах, по которым облагаются различные услуги. Наиболее типичные – ставки таможенных тарифов, ставки тарифов на потребление холодной и горячей воды, теплоэнергию, электроэнергию, услуги транспорта и связи.
Классификация цен.
1. По сферам товарного обслуживания:
а)оптовые цены – по которым предприятия реализуют большие объемы продукции, как внутри оптовой сферы, так и из оптовой в розничную сферу Эти цены также носят названия – цены производителей или цены предприятий;.
б) розничные цены - по которым товар реализуется конечному потребителю в ограниченном количестве. Эти цены называются также потребительскими ценами. Группируются на цены продовольственных, непродовольственных товаров и цены на платные услуги населению;
в)закупочные цены – по которым государство покупает продукцию и сельскохозяйственных предприятий;
2. По формам продаж.
а)контрактные цены – цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;
б)биржевые котировки – уровень цен товара реализуемого через биржу;
в)цены ярмарок и выставок как правило льготные;
г)аукционные – отражающие ход продаж на аукционе.
3.По стадиям продаж.
а)цены предложения – стартовые цены, по которым продавец желает продать товар;
б)цена спроса – по которым покупатель заинтересован приобрести товар;
в)цена реализации – фактическая цена продажи.
3. По степени регулирования.
а)жестко фиксированные – основные типичные цены в условиях административно-командной экономики;
б)регулируемые –устанавливаются государством на товары повышенного социального назначения;
в)свободные – не подвержены прямому вмешательству, формируются в соответствии с коньюктурой рынка.
4. По способу отражения транспортных расходов.
а)франко-отправления – транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (расходы на остальной путь несет покупатель);
б) франко-назначения – транспортные издержки до пункта назначения.
5. По степени устойчивости во времени.
а)твердые – устанавливаются на весь срок действия договора;
б)подвижные – зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменяется рыночная цена товара;
в)скользящие – в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок внесения поправок;
г)с последующей фиксацией – в договоре оговаривается условие фиксации.
Основными задачами статистики цен являются:






