Статистика цен и тарифов

1.Понятие и сущность цен.

2.Методы расчета и анализа индексов цен.

1. Цена – ведущая рыночная категория, представляющая собой денежное выражение стоимости единицы товара, эквивалент обмена товара на деньги. Величина цены зависит от уровня стоимости и от соотношения спроса и предложения на товары.

Тариф – плата за различные услуги производственного и непроизводственного характера, предоставляемые объединениям, организациям и населению. Регулируется посредством системы тарифных ставок, которые представляют собой перечень ставок, выраженных в твердых суммах или в процентах, по которым облагаются различные услуги. Наиболее типичные – ставки таможенных тарифов, ставки тарифов на потребление холодной и горячей воды, теплоэнергию, электроэнергию, услуги транспорта и связи.

Классификация цен.

1. По сферам товарного обслуживания:

а)оптовые цены – по которым предприятия реализуют большие объемы продукции, как внутри оптовой сферы, так и из оптовой в розничную сферу Эти цены также носят названия – цены производителей или цены предприятий;.

б) розничные цены - по которым товар реализуется конечному потребителю в ограниченном количестве. Эти цены называются также потребительскими ценами. Группируются на цены продовольственных, непродовольственных товаров и цены на платные услуги населению;

в)закупочные цены – по которым государство покупает продукцию и сельскохозяйственных предприятий;

2. По формам продаж.

а)контрактные цены – цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;

б)биржевые котировки – уровень цен товара реализуемого через биржу;

в)цены ярмарок и выставок как правило льготные;

г)аукционные – отражающие ход продаж на аукционе.

3.По стадиям продаж.

а)цены предложения – стартовые цены, по которым продавец желает продать товар;

б)цена спроса – по которым покупатель заинтересован приобрести товар;

в)цена реализации – фактическая цена продажи.

3. По степени регулирования.

а)жестко фиксированные – основные типичные цены в условиях административно-командной экономики;

б)регулируемые –устанавливаются государством на товары повышенного социального назначения;

в)свободные – не подвержены прямому вмешательству, формируются в соответствии с коньюктурой рынка.

4. По способу отражения транспортных расходов.

а)франко-отправления – транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (расходы на остальной путь несет покупатель);

б) франко-назначения – транспортные издержки до пункта назначения.

5. По степени устойчивости во времени.

а)твердые – устанавливаются на весь срок действия договора;

б)подвижные – зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменяется рыночная цена товара;

в)скользящие – в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок внесения поправок;

г)с последующей фиксацией – в договоре оговаривается условие фиксации.

Основными задачами статистики цен являются:




double arrow
Сейчас читают про: