Регистрация цен

Анализ уровня цен.

Изучение структуры цены.

Изучение динамики цен.

Прогнозирование цен.

При регистрации цен существует две методики. Прейскурантная методика, т.е. сплошной учет цен и выборочная концепция регистрации Формирование выборочной совокупности осуществляется следующим образом:

1.Выборка по времени, как правило ежемесячно.

2. Отбор товаров-представителей.

3.Выбор конкретной разновидности товара- представителя и вида регистрируемой цены.

4.Выборка по территории. Как правило включаются крупные города, областные центры.

Возможны четыре варианта регистрации цены: модальная – т.е. цена с наибольшим уровнем реализации в данной товарной группе. Это самый предпочтительный метод. Простая средняя арифметическая – не всегда точна, особенно при большой вариации объемов продаж, Средняя арифметическая взвешенная – трудоемкая, но более объективная. Случайно отобраная – рекомендуется использовать таблицу случайных чисел.

Уровень цен – обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами.

Индивидуальный уровень цены – это абсолютная величина, показывающий сумму денег, уплачиваемую за единицу товара.

Для цен совокупности однородных товарных единиц, варьирующих во времени и пространстве обобщающей характеристикой является средняя цена. Если известен объем продаж, то можно определить среднюю цену по средней арифметической взвешенной:

S pq

Р ср. =-------------,

Sq

где р – цена за единицу товара, q – количество проданных товаров.

В качестве обобщающей характеристики уровня цен можно рассматривать показатель стоимости фиксированной потребительской корзины, которая представляет собой ограниченный набор продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечивающих удовлетворение основных физиологических и культурных потребностей. В Казахстане например в потребительскую корзину входят «продуктовая корзина» (77 наименований) и «непродовольственная корзина» (63 предмета гардероба и общесемейного пользования и 78 товаров культурно-бытового назначения).

Изучение структуры цен является одной из важнейших задач статистики. Рассмотрим структуру розничной цены:

Оптовая цена производителя Торговая наценка оптовой торговли Торговая наценка розничной торговли
издержки доход издержки доход издержки доход
           

При анализе структуры цен следует обращать внимание на долю в них издержек производства, транспортных затрат, издержек хранения, долю налогов.

Вариация цен представляет немаловажный интерес, к тому же на основе варьирования показателей осуществляется и прогнозирование (см. курс «ОТС»). Относительно цен, вариацию оценивают:

1.В пределах одного товара или товарной группы.

2.Во времени

3.В разрезе территорий.

Для оценки используют уже известные вам показатели: размах вариации, среднее линейное и среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

2. В статистическом изучении цен первостепенное значение имеет индексный метод. Расчет индивидуальных индексов производится по формуле:

ip = p1 / p0

Индексы цен наиболее часто применяемые в статистике представлены в следующей таблице 1.

Таблица 1- Индексы цен применяемые в статистике

Вид индекса Расчетные формулы
Агрегатный индекс Средний индекс из индивидуальных
1.Индекс цен с базисными весами (Ласпейреса). Используется при отсутствии изменений в структуре. Sp1q0 ---------- Sp0q0 S ip p0q0 ----------- Sp0q0
2.Индекс цен с весами отчетного периода (Пааше). Занижает реальное изменение цен, если снижается количество при возрастании цен. Sp1q1 ---------- Sp0q1 Sp1q1 ---------- p1q1 S --------- ip
  3.Индекс Фишера. Считается наиболее удачным, компромиссным вариантом.     Sp1q0 Sp1q1 Ö -------- * ------- Sp0q0 Sp0q1
4.Индекс цен перемен-ного состава. Показывает изменение средней цены за счет изменения как структуры объема реализации так и цен. Sp1q1 Sp0q0 ----------: -------- Sq1 Sq0

Индекс цен по формуле Ласпейреса особенно широко применяется для расчетов индексов потребительских цен (ИПЦ). Индекс цен, рассчитанный по формуле Пааше охватывает более широкий круг товаров и услуг. Индекс Ласпейреса, как правило больше индекса Пааше. Эта систематическая зависимость двух индексов известна как эффект Гершенкрона.

В рыночной экономике ИПЦ традиционно используется как общий показатель инфляции и как дефлятор, при сопоставлении национальных счетов в постоянных ценах.

Расчет ИПЦ производится путем объединения двух информационных потоков:

-данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год в Казахстане. Эти показатели структуры выступают как весы, а получают их на основе выборочных обследований семейных бюджетов;

-индексов изменения зарегистрированных цен и тарифов по набору основных потребительских товаров (услуг) – представителей, который включает 278 (в России – 288) укрупненных позиций товаров и услуг.

Расчет ИПЦ осуществляется:

1.К предыдущему месяцу (или периоду).

2. К декабрю предыдущего года (или кварталу).

3. К соответствующему месяцу (или периоду) предыдущего года.

В таблице 2 представлена динамика индексов потребительских цен в области. ИПЦ в декабре по сравнению с ноябрем. в области составил 101,8 %, а в сравнении с декабрем предыдущего года. – 119,2 %.

Таблица 2 - Изменение потребительских цен в области в. разрезе их структуры

  наименование в % к предыдущему месяцу в % к XII предыдущего года
XII XI
        XII - 2005 XII – 2006
ИПЦ 100,3 101,8 99,7 102,4 99,1 119,2
в том числе:            
продовольственные товары 100,7 103,4 99,4 102,9 98,3 126,0
непродовольственные товары 100,0 100,7 100,1 100,9 98,1 118,4
платные услуги населению 100,0 99,1 100,1 102,7 102,0 105,3

А в целом по области эти индексы составили соответственно- 101,7% и 117,8%. Из таблицы видно, что основное влияние на формирование ИПЦ оказал рост цен продовольственные и непродовольственные товары.

Система индексов цен предприятий - производителей (ИЦП), также называется индекс оптовых цен, отражает динамику цен промышленной продукции, изготовленную предприятиями республики, без учета НДС и акцизов. Наблюдение за ними ведется по выборочной сети базовых предприятий. Регистрация цен осуществляется ежемесячно по

набору товаров – представителей. В качестве таких товаров принимаются однородные группы продукции, близкие по основным качественным параметрам, используемому сырью, материалам и технологическим процессам при их производстве.

Индекс цен по товарам-представителям затем последовательно агрегируется по отраслям и подотраслям промышленности. В качестве базы взвешивания индивидуальных индексов используются данные о стоимости промышленной продукции, выпущенной в году, предшествующем отчетному. Динамика ИЦП представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Изменение индекса производителей промышленной продукции в области.

наименование в % к предыдущему месяцу в % к XII предыдущего года
XII XI
    2005.   XII-2005 XII 2006
ИЦП 99,6 101,3 99,3 100,2 93,7 154,3

Как видно из таблицы в декабре к ноябрю 2006 г. данный индекс составил 101,3%, а за период с начала года – 154,3%.

На формирование данного индекса основное влияние оказал рост цен на производимые в области энергоресурсы, цены по группе «Добыча металлических руд» и в производстве пищевых продуктов.

Особую сложность представляет регистрация цен на предприятиях легкой промышленности, так как часто обновляется ассортимент выпускаемой продукции, меняется используемое сырье и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: