Внеурочная работа по предмету

Классно-урочная система обучения имеет много преимуществ перед прочими. Но у неё, как и у любой строго регламентированной системы, есть недостаток: однообразие форм, пусть и рациональное, утомляет учеников, часто превращает учение в скучный рутинный труд. Поэтому помимо уроков в школе практикуются внеурочные (вспомогательные, не являющиеся обязательными для посещения) формы организации педагогического процесса, вносящие в организацию познавательной деятельности учащихся столь необходимые занимательность и разнообразие.

Среди внеурочных форм выделяются две большие группы:

1) постоянно действующие (факультативы, кружки, спортивные секции, клубы по интересам и др.);

2) эпизодические (предметные олимпиады, конкурсы, выставки, викторины и т.д.).

Постоянно действующие формы внеурочной работы осуществляются как система занятий. Эпизодические – как единичные эпизоды педагогического процесса.

Внеурочная работа по любому предмету – это важная составляющая часть школьного образовательного процесса, существенно влияющая на конечный результат обучения и воспитания школьников. В методической литературе внеурочная работа по предмету рассматривается как строго продуманная и комплексно реализуемая система разнообразных по форме и содержанию учебно-воспитательных мероприятий.

Внеурочная работа многофункциональна. При правильном проведении она не только способствует углублению знаний и развитию интереса к предмету у учащихся, но и оказывает на них воспитывающее воздействие, развивает творческую активность, помогает педагогу выявить одарённых детей, в полной мере осуществить индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Внеурочная работа по предмету должна быть логичным продолжением урока в том смысле, что она, как и урок, является важным звеном в единой системе обучения, осуществляемой учителем в школе. Разрабатывая каждое внеурочное мероприятие или занятие, педагог обязан ясно представлять себе его место в этой системе. Но самое главное в организации внеурочной работы по предмету – это то, как организовать общение, как заинтересовать школьников, разбудить и стимулировать их фантазию и инициативу.

В психологической, педагогической и методической литературе, посвященной различным вопросам внеурочной учебно-познавательной деятельности школьников, отмечаются её возможности в формировании у учащихся гуманистических отношений, в активизации познавательной деятельности, в вооружении навыками саморазвития, в развитии творческих способностей. Столь обширный спектр эффективного педагогического взаимодействия "учитель – ученик" вне урока обусловлен нерегламентированным характером общения, позволяющим педагогу создавать для школьников разнообразные ситуации успеха, т. е. дать возможность каждому проявить себя в наиболее подходящей для него сфере деятельности.

Среди принципов организации внеурочной работы по предмету, кроме общедидактических, выделяются принципы:

 взаимосвязи внеурочной работы с уроками;

 добровольного участия школьников во внеурочной работе;

 самодеятельности учащихся;

 занимательности в содержании и формах организации внеурочной работы;

 равноправия (т.е. предоставление возможностей для участия во внеурочной работе ученикам разного уровня обученности).

Эти принципы взаимосвязаны, только их комплексное соблюдение обеспечивает успех.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: