double arrow

Классно-урочная система обучения


В мире наибольшее распространение получила классно-урочная система обучения. Её изобретение в XVII веке произвело настоящий переворот в образовании, позволило одному педагогу качественно обучать одновременно значительное количество детей. Идею такой организации учебного процесса впервые реализовал И. Штурм, а разработал её теоретические основы и воплотил в массовую практику Я.А. Коменский. С тех пор неоднократно предпринимались попытки её модернизации, однако основные признаки классно-урочной организации обучения сохранились и в наши дни.

Признаки классно-урочной системы обучения:

- класс (постоянный в течение всего времени обучения состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности);

- планирование обучения (класс работает по единому плану);

- урок (учебный процесс осуществляется на уроках – связанных между собой одинаковых по продолжительности частей общей системы обучения);

- монизм (на уроке изучается всеми детьми один предмет);

- расписание (установленное чередование уроков разных предметов и перемен на отдых);

- педагогическое управление (процесс обучения управляется учителем);




- вариативность деятельности (в течение урока учитель организует различные виды познавательной деятельности учащихся).

Главными достоинствами классно-урочной системы являются её сравнительная дешевизна и достаточно высокое качество результатов в массовой практике. Достоинства достигаются благодаря чёткой организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающей его упорядоченность и относительную простоту управления им, благодаря систематичности и последовательности обучения, постоянному взаимодействию учащихся с учителем и друг другом в процессе обучения. Однако классно-урочная система, по сравнению с индивидуальным обучением, имеет ряд недостатков, например: учитель вынужден ориентироваться в основном на «среднего» ученика, а ученик – работать на уроке в едином для всех темпе. Это обстоятельство вызвало многочисленные попытки её улучшения, которые продолжаются и в наше время.







Сейчас читают про: