Управленческих решений. Выработка и принятие решения по своей природе - важнейшая аналитическая функция любого субъекта управления

Выработка и принятие решения по своей природе - важнейшая аналитическая функция любого субъекта управления, которая пронизывает, связывает воедино весь процесс управления. Основное ее содержание - целеполагание, то есть формирование и выдвижение цели предстоящей деятельности, а также определение возможных и выбор оптимальных способов ее достижения.

Процесс выработки и принятия управленческих решений обладает рядом особенностей:

во-первых, подготовка вариантов решения и выбор наилучшего из них происходит, как правило, в условиях высокой степени неопределенности, то есть при недостаточных знаниях о текущей ситуации и тенденциях ее развития и не всегда ясных представлениях о всех последствиях принимаемого решения;

во-вторых, решения, и подчас самые ответственные, принимаются нередко в условиях жесткого ограничения времени;

в-третьих, на содержание решений существенное влияние оказывают личные качества и интересы лиц, принимавших решение. При этом интересы представителей различных звеньев и уровней управления иногда могут и не совпадать.

Выработка и принятие управленческих решений имеет наиболее ярко выраженный творческий и, как правило, сугубо индивидуальный характер, а потому и реализация этой функции управления значительно труднее других поддается какому-либо регламентированию.

Тем не менее, к какому бы виду не относилось решение субъекта управления, можно выделить некоторые принципывыработки и принятия решений, которые конкретизируют и развивают общие принципы управления. К ним относятся:

- принцип законности, который требует строгого соответствия принимаемых решений законам и другим нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность;

- принцип правомочности означает, что принимаемое решение должно быть в рамках компетенции данного субъекта управления;

- принцип целенаправленности требует соответствия (подчиненности) принимаемого решения достижению поставленной цели, решению вытекающих из нее задач деятельности;

- принцип политического соответствия обусловливает необходимость обеспечения в рамках законности соответствия (подчиненности) принимаемых решений внешней и внутренней политике государства, жизненно важным интересам личности, общества, государства в сфере обеспечения государственной;

- принцип своевременности (актуальности) означает, что решение должно быть принято тогда, когда этого требует развитие деловой обстановки (оперативной или управленческой ситуации), когда назрела объективная необходимость в его принятии. Преждевременные решения нежелательны, так как система может быть не готова к восприятию управляющего воздействия. Запоздалые решения вносят дезорганизацию в функционирование управляемой системы, зачастую вообще не дают желаемого результата;

- принцип объективности обусловливает не зависящую от воли и желания субъекта управления необходимость принятия решения, которое было бы адекватно изменениям деловой обстановки, возникшей оперативной или управленческой ситуации (соответствовало бы объективно существующим причинно-следственным связям явлений, процессов, объектов);

- принцип реальности предполагает возможность исполнения решения в данной конкретной ситуации имеющимися силами и средствами, с учетом наличных ресурсов, в установленные сроки и определенным образом. При отсутствии такой возможности в решении должны быть предусмотрены меры по восполнению имеющихся пробелов (выделению дополнительных сил и средств, получению недостающих ресурсов и т.д.);

- принцип конкретности (точности) требует точной постановки и формулировки цели, задач предстоящей деятельности, четкости изложения решения, не допускающей разночтения, недопонимания, возможности уклонения от исполнения с тем, чтобы полученный результат соответствовал ожидаемому;

- принцип гибкости означает, что принимаемое решение должно предоставлять исполнителю возможность для проявления инициативы и творческого поиска оптимальных способов его выполнения в случае изменения ситуации ("поле свободы действий"), а самому субъекту управления – возможность маневра, при необходимости – и отступления, внесения корректив в принятое решение или перехода на запасной вариант его исполнения;

- принцип соответствия формы решения его содержанию обусловливает необходимость фиксации принимаемого решения в форме, определенной для данного вида решения соответствующими нормативными правовыми актами. При отсутствии такого рода ограничений форма выражения принимаемого решения должна обеспечивать максимальную эффективность управляющего воздействия;

- принцип научной обоснованности предопределяет необходимость использования объективных закономерностей деятельности организации и управления такой деятельностью, научно обоснованных методов выработки и принятия решения. Предполагается также, что принимаемое решение должно быть всесторонне взвешенным и аргументированным;

- принцип оптимальности означает возможность получения при реализации принятого управленческого решения наибольшего эффекта с минимальным риском, наименьшей в данной конкретной ситуации (обстановке) затратой сил, средств, времени и других ресурсов. Оптимальность решения обеспечивается реализацией всех указанных выше принципов.

Принципы выработки и принятия решений в управлении организацией одновременно являются критериями оценки качества таких решений. Важнейшая комплексная характеристика решения – его действенность, отражающая степень достижения намеченного результата. Действенность решения достигается соблюдением указанных выше принципов выработки и принятия решения, четкой организацией исполнения принятых решений, выявляется в процессе осуществления различных видов контроля и оценки деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: