Формирование ассортимента

Товарная политика – это совокупность общих решений по товару компании. Задачей товарной политики является формирование и поддержание определенного ассортимента товаров, производимых фирмой, отвечающих желаниям потребителя и учитывающих текущие и долгосрочные цели фирмы.

Вся сфера решений товарной политики распадается на две области:

- решения, касающиеся непосредственно самого товара,

- решения, касающиеся по совокупности товара или товарному портфелю.

Вопросы формирования товарного портфеля в большей степени относятся к стратегическому маркетингу.

Для формирования структуры товарного ассортимента часто используется многомерная классификация. Метод классификации – элемент статистической методологии исследования. Под классификацией следует понимать формирование непересекающихся классов (видов, типов) для некоторых объектов или категорий, основанное на выборе классификационных признаков и перечислении градаций по каждому признаку.

Следует различать одномерную и многомерную классификацию. В одномерной классификации рассматривается один классификационный признак, а в многомерной – два и более. Многомерная классификация может быть проведена несколькими способами. Широко применяются перекрестная и иерархическая классификации.

Перекрестная классификация характеризует каждый объект классификации по всем примененным признакам. Графической моделью такой классификации является матрица – одномерная, двухмерная, трехмерная и т.д. При размерности более трех вместо многомерной матрицы удобно применение макета комбинационной таблицы, позволяющего отобразить все классы на плоскости.

Графической моделью иерархической классификации является «дерево» или дендрограмма (рис.45).

Рис.45. Иерархическая классификация. Дендрограмма

Число уровней классификации может быть разным для различных ветвей.

Перекрестная классификация имеет свои недостатки. Иерархическая классификация наиболее содержательна, когда наборы классификационных признаков для объектов классификации лишь частично совпадают. При этом, число классов на самом нижнем подробном уровне будет точно соответствовать числу ячеек в матрице.

Процесс формирования ассортимента (на примере торгового) представлен на рис. 46 и включает три этапа:

1 этап. Выбор показателей предполагает не одноразовое определение показателей и свойств ассортимента, а непрерывный процесс их совершенствования (сравнивая с прошлыми значениями показателей или с показателями конкурентов).

2 этап. Установление групп ассортимента предполагает формирование групп ассортимента с учетом многих факторов: поведения товаров на рынке, взаимовлияния различных товаров, гармоничного равновесия меду старыми и новыми товарами и т.д.

3 этап. Анализ и оценка ассортиментной политики включает 5 составляющих:

- Анализ структуры торгового ассортимента по матрице ВКГ,

- Анализ поведения товаров на рынке,

- АВС-анализ классический и АВС-анализ, совмещенный с XYZ-анализом,
Анализ прибыли от каждой товарной единицы,

- Анализ глубины торгового ассортимента с применением математических методов или на основе эксперимента.

В магазине за каждой категорией товаров закрепляется менеджер, который занимается их текущей закупкой. Определение общей стратегии - это прерогатива высшего руководства.

Для определения оптимального соотношения различных групп товаров, входящих в каждую отдельную категорию, рекомендуется использовать матрицу БКГ (подробно рассмотрены в следующей теме), АВС-анализ и совмещенный анализ АВС-XYZ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: