Эволюция взглядов на сущность организации

Идеи и концепции, охватываемые классической теорией организации, представляют собой результат многих ученых и практиков. Первоначально теория организации не была выделена как специальный предмет рассмотрения и изучалась в рамках теории научного управления. Ф. Тейлор и его последователи (19 век) видели в организации наилучший способ добиться высокой эффективности труда. Этой задачи можно добиться с помощью разделения планирования работ и их выполнения. При таком подходе происходит разделение труда руководителя и исполнителя, и на каждом уровне организации происходит специализация функций. Каждый уровень занят своим делом и не вмешивается без необходимости в функции других. Кроме того, Ф. Тейлор предложил дифференцированную сдельную оплату труда, при которой рабочие получают заработную плату пропорционально своему вкладу в производство. Предлагая такой вариант оплаты, автор считал, что основным фактором мотивации является возможность на рабочем месте зарабатывать деньги. Ставя главной целью максимальное увеличение производительности труда, он предусматривал конкретные мероприятия, направленные не рациональное использование труда рабочих и средств производства, введение строго регламента на применение материалов и инструментов, точный учет рабочего времени, установление контроля над каждой операцией. Ф. Тейлор трактовал организацию как сугубо формальную, принципиально отвергал отношения, не предписанные служебным, функциональным содержанием.

В начале ХХ века промышленное производство сталкивается с усложнением организационных структур и их разнообразием. Появляются картели, синдикаты, тресты и другие сложные формы производства и сбыта. Усложняется также и структура самого производства; в него включаются не свойственные ему прежде функции - сбыт, реклама, производственный быт и т.п. Появляется потребность в описании и изучении этих новых форм. Ответом на такой практический запрос стали работы Г. Файоля. Для Г. Файоля организация – это определение и создание общей структуры предприятия в соответствии с конкретными целями, что порождает необходимость придать форму всей структуре и обосновано определить место и функции каждого из ее компонентов. Он предложил три группы принципов организации - структурные принципы, принципы процесса и принципы конечного результата. Структурные принципы обеспечивают основные направления для создания системы взаимосвязанных задач, прав и ответственности, к ним он отнес разделение труда, как между исполнителями, так и между руководителями и исполнителями; единство цели и руководства, в соответствии с которым деятельность, имеющая общую цель, должна производиться по единому плану и управляться одним руководителем; соотношение централизации и децентрализации; соотношение власти и ответственности. Принципы процесса объясняют действия руководителя при общении с подчиненными, соотношение таких ценностей как справедливость, дисциплина, вознаграждение персонала, корпоративный дух, единство команд и подчинение главному интересу. Принципы конечного результата определяют желаемые характеристики организации. Это порядок, стабильность, инициатива. Кроме того, Г. Файоль выделил пять основных элементов, составляющих функции администрации: предвидение, планирование. Организацию, координирование и контроль. Он доказывал, что административные функции не исключительная привилегия высшего руководства, а существуют на любом уровне организации и их выполняют в известной степени даже рабочие.

Эти принципы до последнего времени использовались при анализе эффективности организации и ее жизнестойкости. На основании этих принципов базируются многие современные теории организации.

Основы бюрократической теории организации содержатся в работах М. Вебера. В его понимании бюрократия - это форма правления с жестко отработанными процедурами. В таком качестве организация обладает рядом присущих ей свойств, независимо от характера и статуса социально-экономической системы, в которой она существует. Такая схема организации гарантирует предсказуемость поведения наемных работников. Внутренняя логика бюрократической структуры привела М. Вебера к выводу, что она является лучшей по сравнению с другими формами по точности, стабильности, скорости, дисциплине и надежности. Она делает возможным высокий уровень учета результатов для руководства организации.

М. Вебер определяет основные принципы построения и существования бюрократической организации.

1. Высокий уровень квалификации исполнителей и жесткое формальное разделение труда. Исполнители несут полную ответственность за эффективность своих действий.

2. Каждое задание выполняется в соответствии с общими требованиями организации с целью наилучшей координации, задачи задаются жестко в терминах конкретных результатов.

3. Каждый сотрудник или руководство подразделений отвечает перед руководителем за свои действия или действия подчиненных. Власть руководителя обеспечивается иерархическим принципом, нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.

4. Полное соблюдение дистанции между руководителем и подчиненными и между сотрудниками в целом. Выполнение работы не зависит от личных качеств работника и предполагает формальную обезличенность должностных обязанностей.

5. Найм на работу должен основываться на уровне квалификации и быть защищенным от произвольного увольнения. Соответственно продвижение по службе основано на старшинстве и достижениях.

Эффективность бюрократических организаций основана на высшей степени организованности системы, ее управляемости. Чаще всего определенные организации используют только некоторые черты бюрократической организации. Однако в условиях изменяющейся внешней среда такая организация становится неадаптивной, что может привести к саморазрушению. Кроме того, бюрократическое управление не способствует росту потенциала работников, развитию их инициативы.

Универсальная теория формирования организаций, которая получила название "теория Гласиер" по месту своего создания (Гласиеровская металлическая компания, Лондон) была создана в 50 - е годы ХХ века как ответ на возросший уровень социальных требований к работе после Второй мировой войны. Эта теория выделяет существование, по меньшей мере, четырех подсистем в каждой организации: исполнительной, апелляционной, представительской и законодательной. Исполнительская подсистема - это структура, в которой исполнители должны выполнять определенные требования и нести определенную нагрузку в соответствии со своим местом в иерархии ответственности. Аппеляционная система предполагает право каждого члена организации обжаловать решение своего руководителя на более высоких уровнях, вплоть до головного руководства и обращения в судебные органы. Представительская - формируется путем избрания представителей, входящих в совет вместе с руководителями. Они доводят до сведения руководителей жалобы и требования своих избирателей. Представительская система работает на основе принятых законов. Функции законодательной подсистемы - выработка политики для всей организации с участием избранных представителей. Эта теория вводит в структуру организации социальный фактор и предполагает учет интересов, как производства, так и работников.

Истоки современных представлений об организации были заложены российским ученым А. Богдановым. Свою науку он назвал «тектология» или всеобщая организационная наука. Основная идея тектологии состоит в том, что природные и общественные явления тождественны с точки зрения организации. Каждый элемент природы или общества необходимо рассматривать как систему, а законы, закономерности и принципы едины для любых объектов. Главным А. Богданов считал установление объективных закономерностей возникновения, функционирования и разрушения систем или организационных комплексов. Он полагал, что от способа сочетания любых элементов системы зависит положительное или отрицательное их функционирование. В работах А. Богданова прослеживается наблюдение очень важного для понимания организации принципа синергии, о котором пойдет речь далее – все члены организации с большим успехом противостоят сопротивлению внешней среды, чем каждый в отдельности, хотя бы благодаря взаимоподдержке. Организация, по А. Богданову, - сеть процессов производства ее составляющих, а структура – особый пространственно-временной образ произведенных составляющих. Организация не просто взаимодействует с внешней средой, но адаптируется к изменениям и эволюционирует вместе с ней. Современные организационные концепции во многом конкретизируют давние идеи А. Богданова.

Современные направления теоретических разработок отражают изменившиеся условия функционирования организаций. Это вызвано ориентацией на новейшие технологии, расширением информационного поля, проблемой рисковых инвестиций, преобладанием стратегического подхода в управлении. Можно выделить несколько наиболее актуальных направлений.

1. Реинжениринг, т.е. перестройка на современной информационной и технологической основе организации производства и управления. Как пример такого подхода может служить возможность деятельности комплексных целевых команд, сочетание линейного и программного руководства и многое другое. Управленческий механизм настраивается на овладение рынком.

2. Концепция внутренних рынков корпораций (или организационных рынков). В данном случае речь идет о перенесении закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутреннюю среду корпораций. Все подразделения становятся автономными звеньями, которые покупают и продают товары и услуги внутри и вовне и объединяются едиными информационными сетями, финансовыми системами и предпринимательской культурой. Согласно этой концепции подразделения, имеющие экономическую свободу внутри предприятий, будут быстрее развиваться на основе внутренней конкуренции, изменять спектр услуг и товаров в соответствии с требованиями внутреннего и внешнего рынка. Эти процессы найдут отражение и в демократизации внутренней среды организации.

3. Теория альянсов - ассоциативных форм организации и управления. Новая корпоративная модель предусматривает расширение кооперации среди конкурентов, поставщиков и потребителей. Компании соединяются для того, чтобы использовать те рыночные возможности, которые для отдельных членов альянса реализовать невозможно.

Все рассмотренные выше концепции и подходы дают нам возможность представить направление развития организационной мысли - от жестко структурированных схем и форм к осознанию социального фактора и необходимости более гибко реагировать на изменяющиеся требования внешней среды.

Резюме. В развитии взглядов на организацию в историческом аспекте можно проследить тенденцию перехода от жестко структурированных экономических систем, подчиняющих поведение работника сугубо технологическим целям и задачам, к системам, учитывающим интересы работника и оставляющим для него определенную свободу воли и реализации собственных потребностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: