Тема 2. Типология организаций и ее классификация

1. Деловые организации, их различия по:

· общественной функции

· типу отношений с партнерами

· принципам управления

· признакам целеполагания

2. Союзные организации, их внутренняя типология.

3. Организационные образования

Типология – классификация объектов по общности признаков. Типология организации позволяет систематизировать объект, сосредоточиться на особенностях, сходстве и различиях организаций по разным параметрам. Кроме того, можно установить общность проблем и типизировать их для разных организаций, чтобы использовать организационный опыт.

В основу социологической типологии положены характеристики организаций с точки зрения их места в общественных отношениях и социальных функций.

1. Деловые организации.

Деловые организации (предприятия, учреждения) создаются широкими социальными системами - государством, местной властью, партиями, акционерными обществами, либо отдельными коллективными предпринимателями. Они могут быть муниципальными, государственными, частными, акционерными. Участие в них дает доход, заработную плату. Основой их внутреннего регулирования будут административный распорядок, принципы единоначалия, назначения, целесообразности.

Деловые организации можно разделить эмпирически на два вида. Одним будут предприятия, занятые в производстве и распределении материальных ценностей и услуг (производственные, обслуживающие, торговые), другие - учреждения, занятые в сфере умственного труда (образовательные, лечебные, культурные, управленческие, научные и проектные). Однако такое выделение "вообще" несколько непонятно и запутанно.

Разумнее представить внутреннюю типологию деловых организаций по их назначению с точки зрения актуальной проблемы "личность - общество". В этом смысле все деловые организации можно разбить на две основные группы по их общественной функции: как занятые удовлетворением человеческих потребностей (работают на каждого члена общества) и занятые в сфере общественной интеграции (работают на целое, на общество). Действия деловой организации всегда имеют социальные последствия.

В первую группу попадают организации, производящие предметы материального потребления - одежду, продукты питания, жилища, весь предметный мир человека. Во вторую - организации, осуществляющие социальный контроль (органы надзора), социальное управление. Выделяется также промежуточная группа организаций, занятых социализацией (воспитательные, образовательные, информационные учреждения) и рекреацией (досуг, лечение), которая в той или иной степени выполняет обе функции.

Также встает вопрос места и участия деловых организаций в общественных отношениях. Его можно рассмотреть по типу контактов организаций со своим адресатом - потребителем. Такие контакты являются способом связи организации со своей внешней средой.

Партнерами организаций могут быть или другие организации, или массовый потребитель, какие-то категории населения. Эта разница существенна, так как очевидны принципиальные различия между такими парами организаций, как строительная фирма и ЖЭУ, оптовая база и магазин, хотя занимаются они общим предметом. Контакт может возникать между однородными организациями (двумя школами по поводу проведения профориентации выпускников) или с выходом на более широкие сферы участия (отдельная школа принимает участие в федеральном конкурсе "Школа года") - плотность, иерархия и частота связей будут иными. Соответственно типу отношений выделяется и характер связей, по которым можно различить организации. Партнерскими такие отношения называютя потому, что оба участника отношений заинтересованы во взаимодействии.

Межорганизационные отношения делятся на отношения кооперации и соподчинения. К отношениям кооперации относятся односторонние (поставка - получение) и объединительные (совместные решения общих задач). Что касается отношений соподчинения, то они задаются по принадлежности функционального подчинения и по специализированному надзору (школа – департамент образования; школа - санэпидемстанция). С такими партнерами организации связаны в процессе всей своей деятельности - от них поступают различного рода предписания и ограничения.

Организационно-массовый вид отношений распадается на аудиторную (вовне организации) и клиентурную (внутри нее) разновидности. Различаются отношения интенсивностью и индивидуальным неодинаковым воздействием на адресата. Выделяются также индивидуализированное и совокупное взаимодействие внутри данного типа отношений в зависимости от того, на кого конкретно направлена деятельность определенной организации. Например, газета будет организацией аудиторно-совокупных отношений, так как ее деятельность направлена вовне самой организации и имеет дело не с конкретными людьми, а с достаточно широкой и во многом безликой аудиторией.

Организации разделяются по принципам управления. Можно выделить четыре типа организаций по этому признаку.

· Унинодальные («уни» – единица). Такая организация имеет иерархическую структуру, в ней на вершине управленческой пирамиды находится индивид, имеющий решающий голос и принимающий практически все решения единолично.

· Мультинодальные («мульти» - много). Характеризуется отсутствием персонифицированной власти, решения принимаются двумя или несколькими автономными ответственными лицами.

· Гомогенные (однородные). Организация такого типа управляет своими членами больше, чем они управляют этой организацией.

· Гетерогенные (разнородные). Управляется своими членами больше, чем она управляет ими.

Почти все организации обладают этими признаками, но зачастую один из них преобладает.

Одним из основных признаков организации, как мы выяснили, является наличие общей цели у ее участников. Однако целеполагание бывает разным и это различие легло в основу типологии по целеполаганию.

Ценностно-ориентированные организации – организации, поведение которых определяется заданной системой ценностей. Конкретные цели могут видоизменяться.

Целеполагающие организации – те, которые обладают свойством формировать для себя цели деятельности и изменять их на основании достигнутых результатов, собственной эволюции и изменения внешней среды.

Целеустремленные организации – имеющие единую и неизменную главную цель. Поскольку цель должна быть хотя бы в принципе достижимой, такие организации носят временный характер.

Целенаправленные организации – действующие в соответствии с четко сформулированными и заданными системой более высокого уровня целями, которые способны изменяться.

Целеориентированные организации – имеющие нечетко сформулированные и заданные системой более высокого уровня цели, которые в определенных пределах могут ими уточняться.

Целепригодные – действующие для выполнения одной из второстепенных целей, заданных надсистемой, поэтому их деятельность может носить разовый, перманентный или временный характер

Паразитические организации – цель этих организаций бесполезна или вредна для системы, так как они потребляют ее ресурсы, не принося пользы.

Резюме. Деловые организации создаются преимущественно для выполнения конкретной общесоциальной задачи. Различаясь по общественным функциям, по сферам деятельности, по межорганизационным отношениям, по принципам целеполагания они имеют много общего в структурной организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: