Действия, которые необходимо предпринять, чтобы создать специальную модель - это в основном те же шаги, которые нужны, чтобы составить общую модель. Те же, но в меньшем масштабе. Главные различия проявляются в:
- сборе информации
- анализе данных
- проектировании модели.
Все комментарии к принципам и технике сбора информации при разработке общей модели в полной мере относятся и к разработке специальной модели компетенций. Главное различие в том, что сбор информации сосредоточивается на стандартах поведения, определяющих успешное исполнение специальных видов деятельности. Например: специальная модель, ориентированная на узкий круг административных ролей, может включать примеры поведения, которые необходимы в процессах и процедурах, выполняемых носителями этих ролей, - если эти примеры отражают и другие работы, охватываемые специальной моделью. Кроме того, выборка работников, среди которых собирается информация для специальной модели, малочисленнее, чем выборка для разработки общей модели. Однако эта выборка должна быть все-таки достаточно представительной, чтобы выявить важные особенности специальных видов деятельности, для которых составляются специальные модели. В зависимости от числа однородных работ, которые будет охватывать модель, подготовка информации для анализа (кодирование данных) может быть упрощенной или достаточно сложной. Упрощения допускаются тогда, когда для кодирования требуется меньший объем информации.
При разработке специальной модели компетенций на этапе анализа информации можно рассматривать намного меньше примеров поведения, чем на том же этапе при составлении общей модели. Упрощение возможно из-за того, что сортировать информацию при наличии детальных примеров поведения и классифицировать примеры специфического поведения - намного легче.
При составлении проекта модели специальной компетенции ключевая задача - обеспечить, чтобы упрощенное описание примеров не привело бы к потере специального оттенка самих
примеров.
Как и при создании общей модели, люди, разрабатывающие специальную модель, должны быть обучены, натренированы и опытны в использовании техник сбора информации и анализа данных.