Стандарты поведения, которые мы называем компетенциями, долгое время обсуждались в различных формах. Обычно эти стандарты относили к какому-нибудь одному конкретному приложению. Компании использовали стандарты поведения - при рекрутменте, при тренинге и развитии, при оплате и грейдинге, при оценке качества исполнения работы. Но сочетание всех этих стандартов часто было необычным, а иногда фактически одни и те же стандарты использовались в разных целях. Компетенции обещали привести к одному набору критериев для всех случаев - общей модели, которую могли бы понять и использовать все люди, занимающиеся менеджментом.
Модель компетенций далека от того, чтобы считаться истиной в последней инстанции, но она внесла элемент определенности в управление персоналом, которого во многих случаях не хватало. Это относилось, прежде всего, к вопросу, как люди выполняют свою работу. Раньше много внимания уделялось результатам работы и мало - поведению людей, достигающих определенных результатов. Наступило время, когда стало очевидно: именно требования к высококачественным продуктам и качественному обслуживанию клиентов заставили бизнес обратить внимание на то, как стиль исполнения работы позволяет завоевывать и сохранять преимущество на рынке.
|
|
Модели компетенций могут быть и всего лишь проходящим увлечением. Такое отношение к модели компетенций складывается, если нет ответов на ключевые вопросы:
- зачем нужна модель компетенций
- как эта модель будет использоваться
- что компетенции могут дать и чего они дать не могут
- что пользователи модели ожидают от компетенций.
В нашей книге мы попытались обратиться к этим вопросам и предложили ряд инновариантов по эффективному использованию компетенций:
- избегать путаницы в определении компетенций
- построить компетенции так, чтобы использовать их было легко
- понимать роль компетенций при применении их в практике менеджмента
- создавать компетенции, соответствующие стандартам качества, принятым к реализации.
Упомянутые здесь стандарты качества означают, что модели компетенций должны:
- быть ясными и легкими для понимания
- быть актуальными для всех сотрудников, кто будет пользоваться ими
- учитывать возможные изменения
- содержать отдельные элементы компетенций (например, индикаторы поведения), которые не пересекаются один с другим
- быть справедливыми ко всем участникам, которые будут по ним оцениваться.
Только тогда, когда цель разработки и введения модели компетенций ясна и стандарты поведения поняты, - только тогда организация может подумать о введении модели компетенций в действие.