Объекты промышленной собственности

Промышленная собственность – исключительные прaва на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования и обозначения и некоторые другие объекты, которые перечислены в СТ. 998 Гражданского Кодекса Республики Беларусь. Промышленная собственность является той частью интеллектуальной собственности, которая используется или может быть использована только в научно-технической сфере человеческой деятельности. Этим промышленная собственность отличается от объектов авторского права. При этом объекты промышленной собственности (ОПС) охраняются как нормами авторского права, которое нигде не фиксируется и появляется в момент создания произведения, так и номами патентного права.

Пpaвo промышленной собственности в РБ распространяется на: 1) изобретения;-2) полезные модели; 3) промышленные образцы; 4) селекционные достижения; 5) топологии интегральных микросхем; 6) нераскрытую информацию, в том числе секреты производства (ноу-хау); 7) фирменные наименования; 8) товарные знаки (знаки обслуживания); 9) наименования мест происхождения товаров; 10) другие объекты промышленной собственности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг в случаях, предусмотренных законодательством.

Предусматривается возможность появления новых законов по защите не охраняемых ныне ОПС.

Объекты интеллектуальной собственности считаются изобретениями, если они представляют собой устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение известного устройства, способа, вещества по новому назначению. К устройствам как объектам изобретения относятся конструкции и изделия. Например, к устройствам, как объектам изобретений, относятся - машины, приборы, механизмы, инструменты, транспортные средства, сооружения, оборудование и т.п.

Изобретением является такая новая идея, которая позволяет на практике решить определенную проблему в области техники. Поэтому в соответствии с законодательством в области изобретательства большинства стран для того, чтобы какая-либо идея могла стать объектом правовой охраны (быть "патентоспособной"), требуется, чтобы она была новой в том смысле, что не имеется никаких сведений о том, что она уже была опубликована или публично использована; она должна быть неочевидной в том смысле, что она не возникла бы у любого специалиста соответствующей области промышленности, если бы его попросили найти решение данной конкретной проблемы; она должна сразу же быть пригодной для применения в промышленности в том смысле, что она может быть произведена или использована промышленным путем. Патент представляет собой документ, выданный правительственным органом, содержащий описание изобретения и создающий такой правовой режим, когда запатентованное изобретение обычно может быть использовано (изготовлено, использовано, продано, ввезено) только с разрешения патентовладельца. Эта охрана изобретения ограничена во времени (как правило, 15-20 годами).

Полезная модель – конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Полезной модели предоставляется правовая охрана, если она является новой и промышленно применимой.

Полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков неизвестна из уровня техники. Уровень техники включает ставшие общедоступными до даты приоритета полезной модели опубликованные в мире сведения о средствах того же назначения, что и заявленная полезная модель, а также сведения об их применении (сюда включаются все поданные заявки на изобретения и полезные модели.

Полезная модель является промышленно применимой если она может быть использована в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и др.

Промышленный образец – художественное или художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид продукции или услуги. При наличии пере численных условий имеет правовую защиту. Относится к сфере дизайна (страйлинга) и характеризуется новизной, оригинальностью. Декоративная сторона изделия может быть выражена в форме, структуре или цвете, причем изделие должно быть обязательно воспроизведено промышленными средствами. В этом случае оно охраняется законом о промышленной собственности. Если же изделие существует в единичной экземпляре и не воспроизводится промышленным способом, то охраняется законом об авторском праве ("копирайтом"). Срок защиты патента на промышленный образец – 5 лет.

Сорт растений – группа растений, которая независимо от патентоспособности определяется признаками, характеризующими данный генотип (или комбинацию генотипов), и отличается от других групп растений хотя бы одним признаком.

Коммерческая тайна ("Нoy-xay") – перечень информации, относящийся к коммерческой тайне определяется внутренним положением предприятия. Только предприятие обеспечивает сохранность информации относимой к коммерческой тайне.

Ноу-хау (определение Международной торговой палаты) – это незащищенные законодательным путем результаты изобретательства, способы изготовления, конструкции и прочие обогащающие технику достижения. Эти технологические и конструкторские секреты изготовления продукции в любых отраслях промышленного и c/x производства имеют следующие основные признаки: конфиденциальность, ценность, техническую применимость. Ноу-хау и подобные им объекты могут успешно охраняться в соответствии с ГК РБ как нераскрытая информация. К "нoy-xay" относятся знания и опыт, не имеющие правовой охраны, в том числе: отчеты о НИОКР; научно-техническая, опытно-конструкторская и технологическая документация; способы и приемы, без знания которых невозможно выпустить продукцию, включая ее проектирование, расчеты, строительство и изготовление каких-либо объектов или изделий; знания и опыт административного, финансового, экономического характера; составы или рецепты материалов, веществ, сплавов, штаммов; методы и способы лечения заболеваний, поиска и добычи полезных ископаемых; отчеты о патентных исследованиях, содержащие анализ тенденций развития и обоснование перспективных направлений, анализ технического уровня, анализ патентно-лицензионной деятельности ведущих фирм, а также построение информационно-математической модели перспективного объекта техники расчетом ТЭО и перспективного технического уровня; сведения о патентоспособности и патентной чистоте объекта; результаты маркетинговых исследований; социально-экономические концепции; социально-экономические прогнозы и т.п.

Использование изобретения в собственном производстве обеспечивает лучшие потребительские свойства товара, что позволяет установить на товар более высокие цены, и защитить свой сегмент рынка от конкурентов.

С развитием товарно-денежных отношений все более важным элементом рыночной экономики становятся такие объекты промышленной собственности как фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров.

Товарный знак и знак обслуживания, которыми маркируются производимые товары и оказываемые услуги, являются активным связующим звеном между изготовителем и потребителем. Являясь своего рода визитной карточкой предприятия товарный знак обязывает предприятие дорожить репутацией и постоянно заботиться о повышении качества выпускаемой им продукции. Одной из важных функций товарного знака является также реклама выпускаемых изделий, поскольку завоевавший доверие потребителей товарный знак способствует продвижению любых товаров, маркированных данным знаком. На мировом рынке цена изделий с товарным знаком в среднем на 15-25 % выше, чем цена анонимных товаров. Наконец, товарный знак служит для защиты выпускаемой продукции на рынке и применяется в борьбе с недобросовестной конкуренцией.

Нематериальные активы (НА) – это та часть промышленной собственности интеллектуальной собственности, которая выявлена, оценена и учтена в бухгалтерской отчетности организаций республики, если под организацией подразумеваются предприятия, учреждения, концерны и другие правовые формы объединений хозяйствующих субъектов, разрешенные законодательством. Именно поэтому нематериальные активы защищены не только нормами авторского и патентного, но и хозяйственного права (гражданского, административного, уголовного, процессуального, таможенного).

Проблема признания и отнесения объекта учета к НМ активам достаточно сложна и противоречива. Грань, отделяющая НМ активы от расходов будущих периодов, достаточно неопределенна. Их можно сгруппировать по двум категориям (табл. 6.2.).

До того момента, пока потенциальный объект нематериальных активов не имеет право-определяемых характеристик все расходы, связанные с его разработкой, поиском, содержанием и т.п., относятся на "расходы будущих периодов". Как только объект (проект, товарный знак, разработка и т.п.) приобретает правоопределяемые характеристики и приобретается организацией на срок более 12 месяцев, он относится к нематериальным активам.

Таблица 6.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: