Концепция экономики знаний

Формирование экономики, основанной на знании, становится сегодня одним из основных стратегических приоритетов политики как развитых, так и развивающихся стран. В 2000 году на Лиссабонском саммите Совет Европы сформулировал стратегическую цель Европейского Союза в наступающем столетии – стать к 2010 году "наиболее конкурентоспособной и динамичной в мире экономикой, основанной на знании, способной обеспечить устойчивый экономический рост, наряду с ростом числа и качества рабочих мест и укреплением социального согласия".

. Зарубежный опыт показывает, что конкурентоспособными в настоящее время являются те компании, которые в составе имущества имеют высокий (по сравнению с конкурентами) уровень объектов интеллектуальной (промышленной) собственности. Этот факт является особенностью инновационной экономики.

Прежде всего, следует сказать, что общее утверждение о важной роли знания в экономике не выглядит чем-то новым. Производство всегда было основано на различных формах знания. Новая роль науки в преобразующей мир производственной деятельности человека, которую емко отражает идеологема "знание-сила", зафиксирована еще в трудах Фрэнсиса Бэкона в 17 веке. Что позволяет говорить об экономике, основанной на знании, как о новом феномене последних десятилетий? Мы рассмотрим несколько тенденций, которые, как считается, формируют фундамент экономики, основанной на знаниях, и позволяют говорить о новой роли знания:

- Превращение знания в важнейший фактор производства наряду с природными ресурсами, трудом и капиталом.

- Увеличение доли сферы услуг и опережающий рост знание-емких услуг для бизнеса.

- Рост значения человеческого капитала и инвестиций в образование и подготовку кадров.

- Развитие и широкомасштабное использование новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

- Превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик.

- Рост осознания в политических и деловых кругах важности знания и инноваций для обеспечения конкурентоспособности и экономического роста.

Инновации являются основной формой превращения знаний в благосостояние определяют собой ключевую характеристику экономики, основанной на знании. Как показывают исследования экономистов, инновации сегодня основной источник экономического роста и важнейший фактор конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик.

Подсчеты экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показывают, что экономический рост развитых стран в последние два десятилетия более чем наполовину обусловлен инновациями.

Можно сформулировать несколько принципиальных особенностей и тенденций развития инновационных процессов в современной экономике (некоторые из которых являются новым пониманием инноваций, но не новой тенденцией):

1. Исследования и разработки не являются единственным источником знания для инноваций. Изучение рынка, опыт конкурентов и партнеров и т.п. составляют не менее часто используемые источники инновационной информации.

2. Инновации не являются прерогативой исключительно наукоемких секторов экономики. Инновационная активность важна и осуществляется сегодня во всех отраслях промышленности, сферы услуг и государственного сектора экономики, включая органы государственного управления.

3. Линейная модель инновационного процесса (от фундаментальных исследований к коммерческой реализации) неточна. Современное понимание инноваций исходит из интерактивной и системной модели инновационных процессов, в которой ключевую роль играют инновационные системы (региональные, национальные и международные) в рамках которых создается, распространяется и используется новое научное и технологическое знание и осуществляется поддержка инновационных процессов.

4. Скорость инноваций возрастает, и их стимулирование является важным для обеспечения конкурентоспособности.

5. Инновационные процессы становятся все более глобальными.

6. Опираясь на широкий спектр технологий, предприятия все чаще вынуждены получать новые знания извне. Растет число технологических альянсов, соглашений с научными организациями, сетей и кластеров инновационно активных предприятий.

Концепция экономики, основанной на знании, примыкает к исходной теории "информационного общества" и по многим положениям близка ей. Она исходит из того, что деятельность по производству, распространению и использованию знания играет в современной экономике как никогда важную роль, определяя ее существенные черты и темпы развития.

С точки зрения формирования экономики, основанной на знании, важна четко фиксируемая тенденция последних лет – опережающий рост знание-емких услуг для бизнеса (различные виды консалтинга, системная интеграция, подготовка специалистов и т.п.), которые играют большую роль в диффузии знаний в отраслях экономики и стимулировании инноваций.

Термин "экономика знаний" был введен в научный оборот австроамериканским ученым Фрицем Махлупом (1962) в применении к одному из секторов экономики. Сейчас этот термин, наряду с термином "экономика, базирующаяся на знаниях", используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста. Широко применяемые понятия "инновационная экономика", "высокотехнологическая цивилизация", "общество знаний", "информационное общество" близки понятию " экономика знаний".

В настоящее время инвестиции в знания растут быстрее, чем инвестиции в основные фонды: в странах – членах OECР в 90-е годы – в среднем на 3.4% в год против 2.2%. Из всего объема знаний, измеренных в физических единицах, которым располагает человечество, 90% получено за последние 30 лет, так же, как 90% из общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, - наши современники. Это наиболее явные признаки перехода от экономики, базирующейся на использовании природных ресурсов, к экономике, основанной на знаниях.

Отмечая высокую восприимчивость к инновациям постиндустриальных стран (Япония, США, страны ЕС и др.), необходимо отметить следующее. Приспособление к интернационализации знаний позволило экономически высокоразвитым странам гармонизировать все виды инноваций: технологические, производственные, торговые, экономические, управленческие и другие. Они в инновационной деятельности участвуют системно в рамках разработанных программ. Как показывает американский опыт, наиболее динамичное развитие получают те регионы, где сформировались комплексы или инкубаторы компаний, исследовательских центров научных учреждений и высших учебных заведений на базе специализированных поставщиков, потребителей и производителей, связанных технологическим циклом.

Проблема качественных преобразований в условиях современной экономики заключается в инновационной направленности стратегии и тактики развития производства. При этом главным ресурсом в новой хозяйственной системе становится воспроизводство знаний, или способность людей к нововведениям и инновациям. Это в конечном итоге и явилось тем, что в 90-е годы во многих западных странах, и, в первую очередь, в США, был преодолен ряд негативных тенденций посредством роста инвестиций в высокотехнологичном секторе экономики. Продукция информационного сектора, широко импортируясь за пределы рынков Запада, находила еще более распространенное применение внутри развитых стран, причем в целом не встречала ограничений со стороны спроса потому, что она характеризовалась способностью к удешевлению в силу возрастающих в ней потребностей.

Основой высокотехнологичного производства, как видно из вышеприведенного материала, стали инвестиции, которые затем воплотились в развитие новых технологий, научно-технический прогресс в информационной, компьютерной, биологической и общественной сферах экономики. И, как следствие, появились понятия «информационная экономика» и «экономика знаний», что не равно одно другому и имеет различия

И, как показал опыт развитых экономических государств, только знания посредством научно-технического прогресса более эффективно умножают результат. Очевидно и то, что экономика стран Запада более восприимчива к достижениям научно-технического прогресса. При этом определяющим фактором роста экономики западных стран стал рост расходов на научные исследования и образование. Так, в США с середины 40-х до середины 60-х годов расходы на НИОКР выросли в 15, а на образование – в 6 раз при росте ВНП за этот период только в 3 раза. В этот период были предприняты радикальные шаги стран Запада по внедрению сберегающих технологий и применению системы экономических, правовых, социальных мер по стимулированию научно-исследовательских и конструкторских работ.

Экономика знаний имеет три принципиальные особенности. Первая – дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступнывсем без исключения. И, наконец, третья особенность знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.

Свойство дискретности знания вызывало сомнения, что в применении к нему рыночный механизм может быть столь же эффективным, как в случае с традиционными продуктами. Но отмечается, что основные результаты, полученные для делимых продуктов, при достаточно общих и реалистичных условиях оказываются верными также и для дискретных продуктов типа знаний или крупных инвестиционных проектов.

Вторая и третья особенности имеют своим следствием то, что в рыночной экономике распространители знаний оказываются в своеобразном, в некотором смысле монопольном, положении. Какую бы цену они ни назначили на свой продукт, невозможно продать максимальное количество "копий знания". Стремление же продать побольше вполне естественно, тем более что копия практически ничего не стоит (затраты на копирование чрезвычайно малы). Если назначить высокую цену, покупателей будет мало. При низкой цене покупателей будет много, но выручка может оказаться меньше, чем при высокой цене. В ряде работ показано, что в экономике знаний традиционный рыночный механизм не приводит к эффективным состояниям. Эффективность достигается тогда, когда используются так называемые дискриминационные цены, то есть цены, рассчитанные на конкретного потребителя (категорию потребителей).

Отличительной чертой "экономика знаний", или новой экономикой является ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний составляют основу новой экономики, а ее инфраструктурой становится всемирная информационная "паутина" (табл. 6.1..). В этом заключается смена парадигмы экономического развития, которая существенно уменьшает материально-ресурсные и пространственные пределы границ темпов роста.

Экономисты первыми обратили внимание на этот факт, и в обиход вошел коэффициент Тобина – соотношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов. Разрыв между этими показателями имеет разные названия: невидимые активы, интеллектуальный капитал, организационные возможности. Сегодня мало кто сомневается в том, что именно интеллектуальный капитал создает основную стоимость для акционеров фирмы, а компетентность ее менеджмента определяется качеством управления этими невидимыми активами.

Таблица 4.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: