В разделе указываются, когда и какие результаты предполагается получить (промежуточные, этапные, итоговые).
Система контроля и управления.
В разделе подчеркивается, кто обеспечивает управление деятельностью работников, критерии эффективности и показатели, по которым будет контролироваться работа. Возможно указание, какие показатели могут считаться «отличными», «хорошими», «удовлетворительными», «неудовлетворительными».
Планирование по методу дерева целей
Суть этого метода заключается в том, что генеральные цели организации составляют «ствол дерева» распадающийся затем по мере декомпозиции на все более мелкие ветви. План имеет вид дерева, ветви которого направлены вниз. Принципиальная структура плана следующая:
высший уровень – генеральные цели организации, первый уровень – подцели отдельных подразделений, второй уровень – задачи, которые надо решать для достижения подцелей; третий уровень - мероприятия, которые надо провести для решения задач, четвертый уровень –исполнители мероприятий и ресурсы для их выполнения, пятый уровень –система контроля эффективности и критерии оценки эффективности выполнения плана, шестой уровень – ресурсы для обеспечения плана.
|
|
Стержневым в каждой спортивной организации является учебно-тренировочный процесс. От его планирования во многом зависит эффективность работы самой организации. Как отмечает Н.В. Жмарев, в настоящее время идеи целевого управления и планирования проникли и в учебно-тренировочный процесс, но еще не стали достоянием большинства тренеров.
В практике спорта сложились такие основные виды планирования:
1. Перспективное планирование на 4-5 лет и более;
2. Годовое или календарное планирование – на год;
3. Оперативное планирование – на этап, период, месяц;
4. Текущее планирование – на тренировочное занятие, недельный цикл.
Для каждого из перечисленных видов планирования учебно-тренировочного процесса имеются свои наиболее целесообразные формы целевых планов.
Целевая программа многолетней подготовки является в настоящее время одной и наиболее эффективных форм перспективного планирования многолетнего тренировочного процесса. Суть такой программы заключается в том, что она в сжатом виде отражает все основные моменты многолетней подготовки спортсмена, цели, задачи, мероприятия, всю ее направленность. Для такой программы характерно:
1.Ориентированность на ближайшие, а не отдаленные результаты;
2.Комплексность подхода к решению задач подготовки;
3.разделение процесса подготовки на качественно отличимые этапы;
4.представление сложного процесса многолетней подготовки в сравнительно легко обозримом виде.
|
|
Такая программа позволяет проследить закономерности процесса спортивной подготовки, представить особенности этого процесса на каждом из этапов, согласовать действия тренеров, работающих на разных этапах подготовки спортсменов.
Основные компоненты программы:
1.Этапы подготовки.
2.Цели подготовки: конечные результаты на каждом из этапов. Характеризуются качественным и количественным различием между собой.
3.Задачи подготовки: характеризуются показатели, которые предполагается достичь по отдельным видам подготовки спортсмена.
4.Спортсмены: дается характеристика спортивно-технического мастерства занимающихся на каждом из этапов подготовки.
5.Организация подготовки: указываются особенности организации и проведения занятий, используемые методы, организация всего процесса подготовки.
6.Обеспечение подготовки: указываются особенности материально-технического, медицинского, научно-методического и другого обеспечения процесса подготовки, дается характеристика необходимых бытовых условий спортсмена.
7.Содержание подготовки: указываются параметры тренировочных нагрузок и задачи воспитательной работы, теоретической подготовки.
8.Система контроля: указываются тесты и нормативы педагогического контроля, перечисляются виды другого контроля.
9.Ожидаемые результаты: перечисляются в конкретной форме те результаты, на которые предполагается выйти на каждом из этапов подготовки. Имеются в виду уровень спортивных результатов, состояние физического развития и здоровья занимающихся, выполнение нормативов специальной и общей физической подготовки, переводных нормативов, выполнение плановых заданий по подготовке резерва и передаче спортсменов, выполнение нормативов спортивной классификации.
Графический план и логическая схема этапного планирования процесса спортивной подготовки
Планирование спортивной подготовки в многолетних циклах.
Перспективное планирование начинается с определения лимита времени спортсменов на проведение подготовки, компонентов, требующих значительных финансовых затрат и уточнение предварительной организации работы: календаря спортивных соревнований, учебно-тренировочных сборов, а также вопросов материально-технического обеспечения.
При составлении календаря соревнований, как фактора в планировании тренировки необходимо учитывать принцип подчиненности: международные, национальные, областные, городские и др.. Календари крупнейших комплексных международных соревнований составляются, формируются и утверждаются международными спортивными комитетами и федерациями, как правило, на 4 года. Система планирования многолетней подготовки спортсменов предполагает установление целей, задач и определение таких составных показателей на каждый год: спортивных результатов, контрольных нормативов, параметров основных тренировочных и соревновательных нагрузок и обеспечивающих, в том числе восстанавливающих, мероприятий. Научно обоснованные планы должны учитывать закономерности передовой спортивной практики и индивидуальные особенности занимающихся, условия организации и проведение учебно-тренировочного процесса, централизованную и децентрализованную подготовку, наличие специализированной спортивной базы, материально-техническое обеспечение, климатические условия, а также комплекс восстановительных, культурно-воспитательных мероприятий.
Перспективные многолетние планы подготовки составляются как групповые (для спортсменов низких разрядов), так и индивидуальные (для спортсменов высоких разрядов). Основное содержание перспективного плана подготовки спортсмена (команды) включает следующие разделы (большинство из них разбиваются по отдельным годам подготовки):
|
|
1.Краткая характеристика (спортсмена, команды) и лимит их времени;
2.Цель многолетней подготовки, задачи по годам;
3.Структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов;
4.Основная направленность тренировочного процесса по годам цикла;
5.Главные соревнования и основные старты индивидуального календаря, планируемые результаты в каждом году;
6.Контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам;
7.Общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки;
8.Общие и специфические параметры тренировочной нагрузки;
9.Система и сроки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации;
10. График учебно-тренировочных сборов.
Групповой план должен содержать данные, намечающие перспективу и основное направление всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные показатели плана по годам соответствовать уровню развития спортсменов данной группы.
Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки и с учетом его индивидуальных особенностей.
Индивидуальный перспективный план на 4 года обычно включает в себя следующие разделы (табл. 1).
Исходными данными при составлении перспективных планов для молодых спортсменов являются:
- оптимальный возраст для достижения наивысших результатов;
- продолжительность подготовки для их достижения;
- темпы роста спортивных результатов от разряда к разряду, индивидуальные особенности юных спортсменов;
- условия тренировки и материально-технического обеспечения.
Планирование спортивной подготовки в годичном цикле.
Планирование спортивной подготовки в годичном цикле относится к числу наиболее фундаментальных проблем и имеет исключительную важность и сложность в связи с многочисленностью вариантов, ограниченностью способов научного обоснования структуры и содержания годичного цикла и большим числом отдельных факторов, влияющих на успех. Планирование тренировочного года для начинающих и квалифицированных спортсменов различно.
|
|
В первом случае направленность каждого тренировочного года определяется необходимостью формирования фундаментальной
Таблица 1.
Разделы индивидуального перспективного плана
Параметры подготовки | Годы | |||
Число стартов (прыжки/ спринт) | 16/10 | 16/10 | 18/10 | 18/10 |
Тренировочные и соревновательные дни | ||||
Тренировочные занятия | ||||
Общее время, затраченное на подготовку | ||||
ОФП (час) | ||||
СФП (час) | ||||
Восстановительные мероприятия (час) | ||||
Теоретические занятия (час) | ||||
Тестирование (раз) | 5-6 | 5-6 | 6-8 | 6-8 |
разносторонней подготовленности как предпосылки для будущих высоких достижений. Во втором цель плана тренировочного года сводится к достижению лучших спортивных результатов в главных соревнованиях года.
План тренировочного года включает в себя:
- структуру тренировочного года (макроциклы, периоды, этапы);
- содержание тренировочного процесса по видам подготовки;
- величину и рациональное соотношение тренировочных и соревновательных нагрузок в разных периодах годичного цикла;
- систему комплексного контроля при становлении различных сторон подготовленности и соревновательной деятельности;
- содержание, средства и методы воспитательной работы.
Для планирования учебно-тренировочного процесса на год применяется целевой принцип, при котором в плане отражаются все основные показатели подготовки: цели и задачи, основные этапы, содержание работы, система контроля и т.д. План оформляется на развернутом листе с указанием сетки недель (продолжительность 52 недели) и краткой характеристикой всех основных параметров учебно-тренировочного процесса. К плану прилагается объяснительная записка, в которой дается характеристика состояния команды, групп, основных проблем в работе, организации процесса подготовки и воспитательной работы. Выделение категории соревнований при планировании годичной подготовки обязательно, так как бессистемное участие в соревнованиях приводит к преждевременному израсходованию энергетического ресурса и нарушает волнообразный принцип подготовки. Таким же образом планируются этапы подготовки (например, этап вхождения в спортивную форму, нагрузочный этап, этап подготовки к соревнованиям, восстановительный этап и т.д.). Задачи спортивной подготовки определяются по основным видам подготовки – технической, физической, тактической и т.д.. На этапах могут быть указаны также задачи (или промежуточные цели) в виде контрольных результатов на соревнованиях и.т.д.. Распределение объемов тренировочной нагрузки указывается по видам подготовки в часах за неделю.
Пример плана подготовки