Ожидаемые результаты

В разделе указываются, когда и какие результаты предполагается получить (промежуточные, этапные, итоговые).

Система контроля и управления.

В разделе подчеркивается, кто обеспечивает управление деятельностью работников, критерии эффективности и показатели, по которым будет контролироваться работа. Возможно указание, какие показатели могут считаться «отличными», «хорошими», «удовлетворительными», «неудовлетворительными».

Планирование по методу дерева целей

Суть этого метода заключается в том, что генеральные цели организации составляют «ствол дерева» распадающийся затем по мере декомпозиции на все более мелкие ветви. План имеет вид дерева, ветви которого направлены вниз. Принципиальная структура плана следующая:

высший уровень – генеральные цели организации, первый уровень – подцели отдельных подразделений, второй уровень – задачи, которые надо решать для достижения подцелей; третий уровень - мероприятия, которые надо провести для решения задач, четвертый уровень –исполнители мероприятий и ресурсы для их выполнения, пятый уровень –система контроля эффективности и критерии оценки эффективности выполнения плана, шестой уровень – ресурсы для обеспечения плана.

Стержневым в каждой спортивной организации является учебно-тренировочный процесс. От его планирования во многом зависит эффективность работы самой организации. Как отмечает Н.В. Жмарев, в настоящее время идеи целевого управления и планирования проникли и в учебно-тренировочный процесс, но еще не стали достоянием большинства тренеров.

В практике спорта сложились такие основные виды планирования:

1. Перспективное планирование на 4-5 лет и более;

2. Годовое или календарное планирование – на год;

3. Оперативное планирование – на этап, период, месяц;

4. Текущее планирование – на тренировочное занятие, недельный цикл.

Для каждого из перечисленных видов планирования учебно-тренировочного процесса имеются свои наиболее целесообразные формы целевых планов.

Целевая программа многолетней подготовки является в настоящее время одной и наиболее эффективных форм перспективного планирования многолетнего тренировочного процесса. Суть такой программы заключается в том, что она в сжатом виде отражает все основные моменты многолетней подготовки спортсмена, цели, задачи, мероприятия, всю ее направленность. Для такой программы характерно:

1.Ориентированность на ближайшие, а не отдаленные результаты;

2.Комплексность подхода к решению задач подготовки;

3.разделение процесса подготовки на качественно отличимые этапы;

4.представление сложного процесса многолетней подготовки в сравнительно легко обозримом виде.

Такая программа позволяет проследить закономерности процесса спортивной подготовки, представить особенности этого процесса на каждом из этапов, согласовать действия тренеров, работающих на разных этапах подготовки спортсменов.

Основные компоненты программы:

1.Этапы подготовки.

2.Цели подготовки: конечные результаты на каждом из этапов. Характеризуются качественным и количественным различием между собой.

3.Задачи подготовки: характеризуются показатели, которые предполагается достичь по отдельным видам подготовки спортсмена.

4.Спортсмены: дается характеристика спортивно-технического мастерства занимающихся на каждом из этапов подготовки.

5.Организация подготовки: указываются особенности организации и проведения занятий, используемые методы, организация всего процесса подготовки.

6.Обеспечение подготовки: указываются особенности материально-технического, медицинского, научно-методического и другого обеспечения процесса подготовки, дается характеристика необходимых бытовых условий спортсмена.

7.Содержание подготовки: указываются параметры тренировочных нагрузок и задачи воспитательной работы, теоретической подготовки.

8.Система контроля: указываются тесты и нормативы педагогического контроля, перечисляются виды другого контроля.

9.Ожидаемые результаты: перечисляются в конкретной форме те результаты, на которые предполагается выйти на каждом из этапов подготовки. Имеются в виду уровень спортивных результатов, состояние физического развития и здоровья занимающихся, выполнение нормативов специальной и общей физической подготовки, переводных нормативов, выполнение плановых заданий по подготовке резерва и передаче спортсменов, выполнение нормативов спортивной классификации.

Графический план и логическая схема этапного планирования процесса спортивной подготовки

Планирование спортивной подготовки в многолетних циклах.

Перспективное планирование начинается с определения лимита времени спортсменов на проведение подготовки, компонентов, требующих значительных финансовых затрат и уточнение предварительной организации работы: календаря спортивных соревнований, учебно-тренировочных сборов, а также вопросов материально-технического обеспечения.

При составлении календаря соревнований, как фактора в планировании тренировки необходимо учитывать принцип подчиненности: международные, национальные, областные, городские и др.. Календари крупнейших комплексных международных соревнований составляются, формируются и утверждаются международными спортивными комитетами и федерациями, как правило, на 4 года. Система планирования многолетней подготовки спортсменов предполагает установление целей, задач и определение таких составных показателей на каждый год: спортивных результатов, контрольных нормативов, параметров основных тренировочных и соревновательных нагрузок и обеспечивающих, в том числе восстанавливающих, мероприятий. Научно обоснованные планы должны учитывать закономерности передовой спортивной практики и индивидуальные особенности занимающихся, условия организации и проведение учебно-тренировочного процесса, централизованную и децентрализованную подготовку, наличие специализированной спортивной базы, материально-техническое обеспечение, климатические условия, а также комплекс восстановительных, культурно-воспитательных мероприятий.

Перспективные многолетние планы подготовки составляются как групповые (для спортсменов низких разрядов), так и индивидуальные (для спортсменов высоких разрядов). Основное содержание перспективного плана подготовки спортсмена (команды) включает следующие разделы (большинство из них разбиваются по отдельным годам подготовки):

1.Краткая характеристика (спортсмена, команды) и лимит их времени;

2.Цель многолетней подготовки, задачи по годам;

3.Структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов;

4.Основная направленность тренировочного процесса по годам цикла;

5.Главные соревнования и основные старты индивидуального календаря, планируемые результаты в каждом году;

6.Контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам;

7.Общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки;

8.Общие и специфические параметры тренировочной нагрузки;

9.Система и сроки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации;

10. График учебно-тренировочных сборов.

Групповой план должен содержать данные, намечающие перспективу и основное направление всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные показатели плана по годам соответствовать уровню развития спортсменов данной группы.

Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки и с учетом его индивидуальных особенностей.

Индивидуальный перспективный план на 4 года обычно включает в себя следующие разделы (табл. 1).

Исходными данными при составлении перспективных планов для молодых спортсменов являются:

- оптимальный возраст для достижения наивысших результатов;

- продолжительность подготовки для их достижения;

- темпы роста спортивных результатов от разряда к разряду, индивидуальные особенности юных спортсменов;

- условия тренировки и материально-технического обеспечения.

Планирование спортивной подготовки в годичном цикле.

Планирование спортивной подготовки в годичном цикле относится к числу наиболее фундаментальных проблем и имеет исключительную важность и сложность в связи с многочисленностью вариантов, ограниченностью способов научного обоснования структуры и содержания годичного цикла и большим числом отдельных факторов, влияющих на успех. Планирование тренировочного года для начинающих и квалифицированных спортсменов различно.

В первом случае направленность каждого тренировочного года определяется необходимостью формирования фундаментальной

Таблица 1.

Разделы индивидуального перспективного плана

Параметры подготовки Годы
       
Число стартов (прыжки/ спринт) 16/10 16/10 18/10 18/10
Тренировочные и соревновательные дни        
Тренировочные занятия        
Общее время, затраченное на подготовку        
ОФП (час)        
СФП (час)        
Восстановительные мероприятия (час)        
Теоретические занятия (час)        
Тестирование (раз) 5-6 5-6 6-8 6-8

разносторонней подготовленности как предпосылки для будущих высоких достижений. Во втором цель плана тренировочного года сводится к достижению лучших спортивных результатов в главных соревнованиях года.

План тренировочного года включает в себя:

- структуру тренировочного года (макроциклы, периоды, этапы);

- содержание тренировочного процесса по видам подготовки;

- величину и рациональное соотношение тренировочных и соревновательных нагрузок в разных периодах годичного цикла;

- систему комплексного контроля при становлении различных сторон подготовленности и соревновательной деятельности;

- содержание, средства и методы воспитательной работы.

Для планирования учебно-тренировочного процесса на год применяется целевой принцип, при котором в плане отражаются все основные показатели подготовки: цели и задачи, основные этапы, содержание работы, система контроля и т.д. План оформляется на развернутом листе с указанием сетки недель (продолжительность 52 недели) и краткой характеристикой всех основных параметров учебно-тренировочного процесса. К плану прилагается объяснительная записка, в которой дается характеристика состояния команды, групп, основных проблем в работе, организации процесса подготовки и воспитательной работы. Выделение категории соревнований при планировании годичной подготовки обязательно, так как бессистемное участие в соревнованиях приводит к преждевременному израсходованию энергетического ресурса и нарушает волнообразный принцип подготовки. Таким же образом планируются этапы подготовки (например, этап вхождения в спортивную форму, нагрузочный этап, этап подготовки к соревнованиям, восстановительный этап и т.д.). Задачи спортивной подготовки определяются по основным видам подготовки – технической, физической, тактической и т.д.. На этапах могут быть указаны также задачи (или промежуточные цели) в виде контрольных результатов на соревнованиях и.т.д.. Распределение объемов тренировочной нагрузки указывается по видам подготовки в часах за неделю.

Пример плана подготовки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: