…..Свет мой зеркальце скажи,
я ль на свете всех милее, всех румяней и белее….
А ей зеркальце в ответ
ты прекрасней спору нет,
но царевна все ж милее, все ж румяней и белее….
А.С. Пушкин
В трудах известных отечественных ученых в области спортивной подготовки, А.Д. Новикова и Н.Г. Озолина, еще в начале 50-годов прошлого столетия было высказано положение о том, что спортивная тренировка должна осуществляться согласно требованиям, предъявляемым к строго управляемым процессам. Сложность управления в спортивной тренировке заключается в том, что нет возможности непосредственно управлять изменением спортивных результатов. В подобных случаях прибегают к методу моделирования изучаемых систем, который нашел широкое применение в современной науке. Это обусловлено тем, что в управлении сложными системами главным инструментом являются модели.
В самом общем смысле моделью называют преднамеренно созданное или найденное подобие чего-то рассматриваемого в качестве оригинала.
Разработка моделей связана с моделированием – процессом построения, изучения и использования моделей для уточнения характеристик и оптимизации хода спортивной подготовки. Модели могут оформляться в виде модельных характеристик. В большей части модельные характеристики – это части, грани, элементы спортивной дисциплины в цифрах и других единицах измерения, характеризующих соревновательную деятельность и адекватно отражающих различные стороны подготовленности спортсменов.
|
|
Модели в спорте имеют многофункциональное назначение:
1. Используются в качестве заменителя объекта для того, чтобы исследования на модели позволили получить новые данные о самом объекте;
2. Используются для обобщения эмпирического знания, постижения закономерных связей процессов и явлений в спорте.
3. Оказывают огромное влияние на перевод экспериментально проведенных научных работ в практическую сферу спорта.
Разработка моделей может осуществляться в различных формах:
1. Информационные дискриптивные (описательные) модели, представляют собой словесное описание оригинала.
2. графические модели – представление оригинала в виде графика, схемы, рисунка.
3. предметные модели – макеты фишки и др., отражающие, например расстановку игроков для изучения тактических вариантов.
4. логические модели – предусматривают описание логики процесса;
5. физические модели, предопределяющие взаимодействие спортсмена в аналогичной с предстоящими соревнованиями обстановке или его противоборство со сходными с оригиналом соперника.
6. математические модели, использующие описание процесса или предмета с помощью математических формул, системы уравнений и неравенств.
|
|
7. кибернетические модели – то же но с использованием ЭВМ, компьютерное моделирование.
В отличие от ряда других разновидностей моделирования в спорте высших достижений приходится создавать модели и того, что пока еще не воплотилось в оригинале. При попытках создать адекватную модель небывало результативной соревновательной деятельности и процесса подготовки к ней с расчетом, например, нового мирового рекорда, моделирующий сразу же попадает в ситуацию острого дефицита информации об объекте моделирования. Методы моделирования в этой ситуации могут по-настоящему быть продуктивными лишь в тесном сочетании с методами экстрополяции, регулярной практической идентификации, а также инновационными проектами с уходом от штампов и стандартов.
В настоящее время можно выделить две группы модельных построений в теории и методике спорта. В первую группу входит комплексная модель «сильнейшего спортсмена» состоящая из трех органически связанных слагаемых:
1. Модель соревновательной деятельности (регламент, правила и условия проведения соревнований в виде спорта).
2. Модель мастерства (слагаемые успеха, доминирующие способности и компенсаторные механизмы);
3. Модель морфофункциональных возможностей (генетически обусловленные качества, обеспечивающие в единстве достижение наивысшего результата) Примеры таких графических моделей представлены на рисунках 2,3,4,5.
Во вторую группу входят модели структурных образований тренировочного процесса – макроциклов, периодов и этапов, мезоциклов и микроциклов, тренировочных дней, отдельных занятий и их частей.
Модели первой группы, как наиболее значимые для нас, возникли прежде всего, для формирования цели тренировочного процесса, так как в спортивной подготовке она отражает не просто рекорд или достижение, а комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, характеризующих состояние спортсмена в момент установления данного результата.
Рис. 2. Модель реализованных атакующих действий (%) в условиях утомления у боксеров различных технико-тактических типов.
Рис. 3. Модель моторного темпа (с) у боксеров «темповиков» (красная площадь рисунка) и «игровиков» (светлая площадь рисунка) в процессе соревновательного поединка.
Рис. 4. Модель изменения скорости на различных участках дистанции 100 м на спине у высококвалифицированных спинисток.
Рис. 5. Модель изменения частоты сердечных сокращений при использовании специфических нагрузочных тестов у боксеров различных весовых категорий.
Примечание: По оси «х» расположены весовые категории боксеров, по оси «у» ЧСС (уд/мин) - синий столбец – в покое, красный – после «боя с тенью», светлый – после работы в парах.
В то же время модели второй группы используются для успешной реализации поставленной цели в условиях тренировочной и соревновательной деятельности.
По степени индивидуализации в спорте различают такие модели:
1.Обобщенные. Их построение осуществляется на основе исследования большого числа спортсменов определенного пола, возраста, квалификации.
2.Групповые – строятся на основе конкретной совокупности спортсменов, отличающихся специфическими особенностями, в частности генетически обусловленных свойств в рамках конкретной спортивной дисциплины.
3.Индивидуальные – разрабатываются для отдельных спортсменов и основываются на длительном исследовании и индивидуальном прогнозировании структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена.
В спорте используются все 3 уровня моделей. Установлено, например, что эффективность использования обобщенных моделей для ориентации и коррекции тренировочного процесса особенно высока при подготовке юных спортсменов и взрослых атлетов, не достигших еще высоких спортивных результатов. Модели этого уровня носят общий ориентирующий характер и отражают наиболее общие закономерности тренировочной и соревновательной деятельности в конкретном виде спорта.
|
|
Примером групповых способов могут служить модели технико-тактических действий «пятерок» в хоккее, борцов или пловцов, отличающихся высоким потенциалом скоростно-силовой направленности и недостаточной выносливостью и наоборот.
Практика убедительно показывает, что спортсмены высокого класса, входящие в любую из выделенных групп имеют примерно равные шансы достичь успеха в крупнейших международных соревнованиях.
Для спортсменов международного уровня используются индивидуальные модели. Дело в том, что одаренный спортсмен, это, как правило, человек с ярко выраженными чертами, которые могут иметь самые различные проявления, свидетельствующие об уникальных способностях к освоению спортивной техники, возможностях тех или иных функциональных систем или к проявлению волевых качеств. Все эти экстраординарные способности в спортсмене надо найти и умело и своевременно раскрыть.
Лекция 6. Планирование в спорте
… Я планов наших люблю громадье…
В.В. Маяковский
Планирование как функция управления – это определение целей и задач, а также наиболее эффективных путей их достижения.
Планирование в процессе подготовки спортсменов – это разработка и создание на основе закономерностей построения тренировки системы планов, рассчитанных на различные временные интервалы, в ходе которых реализуется весь комплекс взаимосвязанных целей.
Не следует отожествлять планирование тренировки с ее построением; последнее является понятием более высокого уровня, т.к. предусматривает описание структуры тренировки в макро-, мезо- и микроциклах, выявление определяющих взаимосвязей между этими структурами и различными компонентами нагрузок, составом тренировочных средств и индивидуальным календарем соревнований.
|
|
Принципиальное значение при этом имеет выбор временных интервалов, в расчете на которые ведется конкретное планирование. Обычно разрабатывают планы подготовки, как правило, трех интервалах времени: многолетние перспективные (4-12 лет), годичные и более краткосрочные: текущие и оперативные. Выбор этих интервалов времени связан с природно-обусловленными рамками организации общего режима жизни человека (годовыми, месячными, недельными градациями времени), ритмами школьных лет и этапами его специального развития. При этом, чем крупнее структура цикла подготовки, тем меньше оправдывается степень детализации плана.
Научно обоснованное планирование как высококвалифицированных, так и юных спортсменов осуществляется при следующих условиях:
1.четкое определение целевых показателей, как и итоговых, так и текущих, по которым будут судить о реализации поставленных задач;
2.выяснение исходных данных относительно объекта планирования;
3. определение общего порядка построения соревновательного и тренировочного процесса в различных этапах и циклах подготовки;
4.чередование тренировочных и соревновательных нагрузок, а также системы восстановления работоспособности и др..
В зависимости от сложности поставленных целей и решаемых задач в спорте используются различные методы планирования.
Планирование по методу сценария.
Суть этого метода заключается в том, что составитель последовательно описывает основные предполагаемые действия с оценкой вероятности достижения планируемых результатов. План сценария содержит в себе такие основные разделы: аналитический, прогностический раздел мероприятий, ожидаемые результаты, система контроля и управления.
Аналитический раздел включает в себя:
Исходное представление о состоянии организации, объекта (наличие ресурсов, структурная полнота, достигнутые результаты, кадровое, научно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение), основные проблемы в деятельности организации.
Прогностический раздел плана содержит:
Определение главных и второстепенных целей и вероятности их достижения, основные задачи организации, объекта, оценку системы ограничений, которые принуждают действовать организацию определенным образом.
Мероприятия плана.
Этот раздел содержит мероприятия по отдельным задачам со сроками их проведения и ответственными исполнителями. Мероприятия распределяются согласно задачам.