Организация работы аппарата бухгалтерии

Первичным звеном бухгалтерского учета является бухгалтерия организации. Бухгалтерия – самостоятель­ная структурная единица организации и не может вхо­дить в состав какого-либо другого организационного подразделения. Организация, не имеющая бухгалтерии, может привлекать для ведения бухгалтерского учета специализированную организацию или соответствующе­го специалиста на договорных началах.

Структура аппарата бухгалтерии зависит от содер­жания и объема учетной работы. В объединениях и на крупных предприятиях бухгалтерия подразделяется на несколько отделов.

Расчетный отдел бухгалтерии ведет расчеты с ра­бочими и служащими по оплате труда и социальному страхованию, осуществляет расчеты с финансовыми орга­нами, банками и депонентами, составляет отчетность по труду и заработной плате.

Материальный отдел занимается учетом расчетов с поставщиками, учитывает движение основных средств, материалов, тары, проверяет правильность ведения складского учета материальных ценностей, составляет отчет о наличии и движении материальных и других имущественных ценностей.

Главный бухгалтер
Расчетный отдел
Материальный отдел
Производственно-калькуляционный отдел
Отдел расчетных и валютных операций
Общий отдел
Отдел по учету сбытовых операций (маркетинга)


Рас. 4

Производственно-калькуляционный отдел осуществ­ляет учет издержек производства, исчисляет себестои­мость продукции, составляет отчетность о выполнении плана по выпуску продукции и ее себестоимости. В фун­кции этого подразделения бухгалтерии входят также общее руководство и контроль за наличием, движением и сохранностью полуфабрикатов собственного и неза­вершенного производства.

Отдел маркетинга учитывает наличие и движение готовых изделий на складах отдела сбыта. В этом отде­ле ведется учет готовой продукции, ее продажи. Отдел ведет учет расчетов с покупателями, осуществляет кон­троль за правильностью и своевременностью поступле­ния платежей от них.

Отдел расчетных и валютных операций занимает­ся учетом банковских и валютных операций. На этот же отдел при отсутствии финансовой службы возлага­ется функция организации финансовой работы.

Общий отдел бухгалтерии предприятия ведет учет всех остальных хозяйственных операций, составляет сводные и обобщающие документы, организует бухгал­терский архив.

Рассмотренная структура организации аппарата бух­галтерии применяется на большинстве средних, а иног­да и крупных предприятий и носит название верти­кальной.

На небольших предприятиях, как правило, приме­няется линейная структура, при которой все работники аппарата бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.

На крупных предприятиях используется комбини­рованная система организации работы аппарата бухгал­терии, при которой в составе бухгалтерии выделяются службы, занятые выполнением замкнутого цикла работ (по видам производства). В этих случаях права главно­го бухгалтера будут передаваться его заместителям в пределах их полномочий.

В современных условиях ведение бухгалтерского учета основывается на самом широком использовании средств вычислительной техники. На основе персональ­ных компьютеров создаются автоматизированные рабо­чие места (АРМ) бухгалтера, которые значительно уп­рощают работу по подготовке, распечатке первичных документов, выполнению всех видов расчетов, состав­лению бухгалтерской отчетности. При этом использу­ются различные системы автоматизации учета, наибо­лее распространенной из которых является 1С: Пред­приятие (в том числе конфигурация «1С: Бухгалтерия»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: